Пожар автомобиля

Сегодня я начинаю публиковать цикл статей на тему «пожар автомобиля». Не секрет, что данная тема является обширной и охватывает почти все сферы современной науки и техники.

При рассмотрении пожаров в автомобилях обычно рассматривают пожарную опасность веществ и материалов, входящих в состав пожарной нагрузки автомобиля, пожарную опасность узлов и агрегатов авто, причины возникновения пожаров в автомобилях и их установление.

Автомобиль представляет собой сложное техническое устройство, в котором в штатном режиме работы одновременно могут присутствовать несколько потенциальных источников зажигания: нагретые поверхности (выпускной коллектор, катализатор), искры (генератор, неплотные клеммные соединения, реле). Довольно часто автомобили горят в результате искусственного инициирования горения (поджога).

Различными могут быть и обстоятельства, при которых загорается автомобиль. Он может находиться в движении, находиться на кратковременной и длительной стоянке, как на открытой местности, так и в помещении гаража или автостоянки. Пожар может быть ликвидирован на начальной стадии или может произойти самозатухание. Либо авто может полностью выгореть. В последнем случае установить очаг пожара порой бывает затруднительно, не говоря уже о причине.

Значительное разнообразие обстоятельств возникновения и развития горения автомобиля, а также глубина проработки этих вопросов, приводит в итоге к разнообразным конечным выводам по тому или иному пожару.

Отечественная пожарно-техническая литература очень скудна данными о пожарах в автомобиле, о том, как установить причину пожара в автомобиле. Да и невозможно осветить все аспекты пожарной опасности авто пусть даже в нескольких книгах. Ни для кого не секрет, что специалисту по исследованию пожаров порой приходится анализировать большой массив информации, которой в литературе практически нет.

Поэтому, на мой взгляд, давно назрел вопрос об обмене опытом по теме между пожарно-техническими экспертами в данной области. Вся полученная информация одним из экспертов должна быть доступна другим экспертам (специалистам), которую затем можно в дальнейшем использовать в практике расследования пожаров на автомобильном транспорте.

Нельзя в данной теме не упомянуть об автомобиле, как о пожарной нагрузке, ведь после возникновения в нем пожара, в процессе его развития в окружающее пространство будет выделяться некоторое количество тепла и продуктов горения, которые будут воздействовать на конструкции здания и людей.
Не случайно за рубежом в течение последних десятилетий исследуются пожары автомобилей с целью определения тепловой мощности очага пожара, динамики развития горения, динамики распространения горения по автомобилю и между машинами в пределах автостоянки (т.н. jump fire).

Все полученные данные применяются затем в инженерной практике при разработке концепции пожарной безопасности проектируемых зданий и сооружений, при оценке пожарного риска автостоянок и других объектов с автомобильным транспортом, а также в пожарно-технической экспертизе.

В состав автомобилей входят различные горючие вещества и материалы. Причем не только различные по пожароопасным свойствам, но и по своему агрегатному состоянию. Это могут быть и горючие газы в топливной системе, ЛВЖ и ГЖ в различных системах автомобиля, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы в отделке салона, деталях узлов и агрегатов и т.д.
В зависимости от того, в какой конкретной области пожарной опасности автомобилей работает специалист, ему в работе необходима та или иная информация.
Например, для специалистов, занимающихся моделированием пожаров при оценке пожарного риска и нестандартных решения в области пожарной безопасности, наверное, достаточно знать, из каких горючих веществ и материалов состоит тот или иной автомобиль, пожароопасные свойства данных веществ и материалов, характерные особенности динамики пожаров.

Для пожарно-технических специалистов нужна уже более обширная информация: это и пожароопасные свойства веществ и материалов, и данные о динамике горения авто, и строение и особенности инженерных систем (электрические цепи, топливная система и др.) и многое другое. Зачастую пожарно-техническому эксперту требуется помощь специалистов из других областей знаний: автотехников, электриков и др.

Итак, подводя итог, хочу отметить, что пожар автомобиля – тема очень интересная, обширная, а потому очень сложная, поэтому ее необходимо исследовать сообща в рамках экспертного сообщества.

Оставить свой комментарий

Подписка на блог
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ E-MAIL:

Поиск
Наши партнеры
Вверх
© 2017    Копирование материалов запрещено