Пример расчета категории А по взрывопожарной опасности

В данной статье мы рассмотрим пример расчета категории А по взрывопожарной опасности помещения, где обращаются легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ).

В помещении проектируемого производства планируется разместить склад растворителей: ацетона, уайт-спирита, растворителя 646. Ацетон и 646-й растворитель будут храниться в стеклянных бутылках, которые в свою очередь упакованы в короба из гофрокартона и лежат на металлических стеллажах. В каждом коробе хранится по 20 бутылок, в каждой бутылке по 0,5 л ацетона или растворителя 646. Уайт-спирит будет храниться в металлических бочках, в каждой бочке 200 л (160 кг) уайт-спирита.
Размеры помещения: длина – 6 м, ширина – 12 м, высота – 3,5 м.

Определим категорию помещения по взрывопожарной и пожарной опасности.
Для начала необходимо из справочных данных найти свойства хранящихся в помещении растворителей.

Ацетон.
Легковоспламеняющаяся жидкость. Химическая формула С3Н6О. Молекулярная масса 58,08. Плотность 789-792 кг/м3 (ГОСТ 2768). Температура вспышки в открытом тигле минус 9°С, константы уравнения Антуана: A=6,37551, B=1281,721, C=237,088. Нижний концентрационный предел распространения пламени (НКПР) 2,7% (по объему). Максимальное давление взрыва 572 кПа.

Уайт-спирит.
Легковоспламеняющаяся жидкость. Представляет собой смесь органических углеводородов. Температура вспышки в открытом тигле 43°С, константы уравнения Антуана: A=7,13623, B=2218,3, C=273,15.

Растворитель 646.
Легковоспламеняющаяся жидкость. Плотность 850-870 кг/м3. Температура вспышки в открытом тигле 6°С. Растворитель 646 представляет собой смесь органических растворителей и состоит из следующих компонентов (%, по массе): бутилацетат – 5,8, ацетон – 11,7, этанол – 17,5, изобутанол – 15, толуол – 50. Константы уравнения Антуана не известны.

Пожароопасные свойства компонентов растворителя 646 следующие.

Бутилацетат — бутиловый эфир уксусной кислоты, C6H12O2, легковоспламеняющаяся жидкость. Молекулярная масса 116,16; плотность 882,5 кг/м3; уравнение Антуана lgp = 6,25205-1457,9092/(213,4965+t). Температура вспышки 29°С, НКПР 1,35%, максимальное давление взрыва 755 кПа.

Этанол, C2H6O, легковоспламеняющаяся жидкость. Молекулярная масса 46,069; плотность 789,27 кг/м3, уравнение Антуана: lgp = 7,81158-1665,0034/(232,1703+t. Температура вспышки 13 °С, НКПР 3,61%; максимальное давление взрыва 682 кПа.

Изобутанол (приведены данные для втор-бутанола), C4H10O, легковоспламеняющаяся жидкость. Молекулярная масса 74,123; плотность 806 кг/м3; уравнение Антуана lgp = 8,220065 — 0,875097 — 1758,4722 /(229,8241 + t). Температура вспышки 24 °С; НКПР 1,81%, максимальное давление взрыва 871 кПа.

Толуол, метилбензол, фенилметан, C7H8, легковоспламеняющаяся жидкость. Молекулярная масса 92,141; плотность 866,9 кг/м3; уравнение Антуана lgp = 6,95508 — 0,875097 — 1345,087 /(219,516 + t); Температура вспышки 7 °С, НКПР 1,27%, максимальное давление взрыва 634 кПа.

Итак, поскольку температура вспышки ацетона и 646-го растворителя не превышают 28°С, то необходимо произвести расчет на принадлежность помещения к категории А по взрывопожарной опасности.

В качестве расчетного варианта рассмотрим следующий. Поскольку хранение осуществляется на металлических стеллажах, то возможно падение одного из коробов на пол, например, в процессе погрузки/разгрузки. Экспериментальных данных о процентом соотношении разбивающихся при падении бутылок от их общего количества в ящике у нас нет, поэтому принимаем, что при падении ящика с бутылками, все они разобьются.

Расчет проведем по ацетону.
В результате аварийной ситуации на пол прольется объем ацетона равный:

площадь пролива,

где V – общий объем растворителя, пролившегося в результате аварийно ситуации, л; n – количество бутылок в ящике; Vбут – объем растворителя в одной бутылке, л.
В соответствии с п. А.1.2 г приложения А СП 12.13130.2009 определяем площадь образовавшегося пролива, при этом принимаем, что 1 л ацетона разливается на площади 1 м2. Итак:

площадь пролива,

где F – площадь пролива, м2; α – коэффициент разлития, 1000/м; V – объем растворителя, пролившегося на пол, л.

Интенсивность испарения ацетона определяется давлением насыщенных паров при расчетной температуре. В складском помещении не планируется организовывать постоянно поддерживаемый температурный режим, поэтому в качестве расчетной температуры принимаем максимально возможную температуру в данном регионе по СНиП 23-01-99 (Строительная климатология) + 35°С.

При расчетной температуре давление насыщенных паров составит:

Интенсивность испарения зависит также от температуры окружающей среды и скоростью воздушных потоков над зеркалом жидкости и задается коэффициентами из Таблицы А.2 приложения А СП 12.13130.2009.

В нашем случае скорость воздушного потока принимается равным нулю, расчетная температура +35°С, коэффициент η=1.
Интенсивность испарения W составит:

Масса паров, поступивших в помещение, составит:

Проверим, не превышает ли расчетная масса ацетона общей массы, содержащейся в бутылках.

Поскольку реальная масса меньше ацетона меньше массы расчетной, то принимаем массу ацетона, поступившую в объем помещения, равную 7,92 кг.

Плотность паров растворителя при расчетной температуре составляет:

Свободный объем помещения нам неизвестен, поэтому принимаем его равным 80% от объема помещения:

Далее определяем среднюю концентрацию паров растворителя в помещении:

Поскольку средняя концентрация больше половины нижнего концентрационного предела распространения пламени (1,35 %), то коэффициент участия горючего во взрыве принимается равным 0,3.
Стехиометрический коэффициент кислорода в реакции сгорания равен:

где С, Н ,О, Х — число атомов углерода, водорода, кислорода и галогенов в молекуле горючего соответственно.
Стехиометрическая концентрация паров растворителя вычисляется по формуле:

Поскольку ацетон представляет собой индивидуально вещество, состоящее из атомов углерода, водорода и кислорода (C, H, O), то для расчета избыточного давления взрыва применим формулу А.1 приложения А СП 12.13130.2009.

Избыточное давление взрыва составит:

Поскольку избыточное давление взрыва превышает 5 кПа, то помещение следует относить к категории А по взрывопожарной опасности.

Проведем расчет категории помещения при других объемно-планировочных решениях помещения (организация складирования в соседнем помещении). Пусть помещение имеет следующие размеры: длина – 24 м, ширина – 12 м, высота – 3,5 м.

 

Поскольку средняя концентрация меньше половины НКПР, то коэффициент участия горючего во взрыве допускается определять по приложению Д СП 12.13130.2009.
В начале определяем концентрацию Сн по формуле Д.7 приложения Д СП 13130.2009:

Коэффициент участия горючего во взрыве можно определить по номограмме (рисунок Д.1 приложения).

Для этого необходимо также определить концентрацию С* по формуле:

По формуле Д.8 приложения:

Т.к. Сн>С*, то X=1 и Z=0,3.

Вновь определим избыточное давление взрыва для выбранных объемно-планировочных решений:

Т.к. избыточное давление взрыва не превышает 5 кПа, то помещение не относится к категории А по взрывопожарной опасности.

В помещении помимо ацетона хранится растворитель 646, который по своим свойствам (ЛВЖ с температурой вспышки 6°С) подпадает под критерии помещения категории А.

Рассмотрим еще один пример расчета категории А по взрывопожарной опасности.

Исходные предпосылки те же, что и для ацетона: в результате аварийной ситуации короб с бутылками растворителя падает на пол, все 20 бутылок разбиваются, растворитель разливается по полу, его пары поступают в помещение, образуя взрывоопасное паровоздушное облако.

Однако, нам не известны константы уравнения Антуана для определения давления насыщенных паров растворителя. В соответствии с п. 4.3 СП 12.13130.2009 допускается использование показателей пожарной опасности для смесей веществ и материалов по наиболее опасному компоненту.

С точки зрения интенсивности испарения наиболее опасным компонентом является ацетон, поскольку имеет наибольшее давление насыщенных паров, которое мы уже определили выше.

Испарение каждого отдельного компонента из смеси растворителей определяется по закону Рауля.

В данном случае по п.4.3 СП 12.13130.2009 при расчете интенсивности испарения за молекулярную массу примем молекулярную массу бутилацетата:

Поскольку ранее было определено, что даже при меньшей интенсивности испарения (для ацетона) вся масса поступает в помещение, то и в данном случае весь растворитель 646 поступит в виде паров в объем помещения.
Масса растворителя равна:

Стехиометрический коэффициент кислорода в реакции сгорания определим уже не по наиболее опасному компоненту, по составу растворителя, с учетом процентного содержания каждого из компонентов.

Количество атомов углерода, водорода и кислорода следующие:

С=(5,8•6+11,7•3+17,5•2+15•4+50•7)/100=5,149

Н=(5,8•12+11,7•6+17,5•6+15•10+50•8)/100=7,948

О=(5,8•2+11,7•1+17,5•1+15•1+50•0)/100=0,558

Стехиометрический коэффициент кислорода в реакции сгорания равен:

Стехиометрическая концентрация паров растворителя равен:

Свободный объем помещения равен:

Поскольку растворитель 646 представляет собой смесь, то определение избыточного давления взрыва следует производить уже по формуле А.4 приложения А СП 12.13130.2009. Плотность воздуха при расчетной температуре составляет:

Теплоемкость воздуха допускается принимать равной 1010 Дж/кг•К.

Осталось определить теплоту сгорания паров растворителя. Найдем ее по известным теплотам сгорания каждого из компонентов, учитывая правило аддитивности.

Итак, расчетная теплота сгорания растворителя 646 составит:

Нт=(5,8•28,28+11,7•31,36+17,5•30,56+15•36,6+50•40,94)/100=36,62 МДж/кг.

Избыточное давление взрыва составит:

Т.к. избыточное давление взрыва превышает 5 кПа, то помещение следует относить к категории А по взрывопожарной опасности.

Таким образом, даже при вновь принятых объемно-планировочных решениях склад растворителей в рассмотренном примере будет относится к категории А.

Для ухода от категории А необходимо заменить в технологическом процессе растворитель 646 на какой-либо другой, менее опасный и вновь произвести расчеты.

Допустим, мы решили отказаться от применения растворителя 646 в технологическом процессе. Однако в помещении планируется хранить уайт-спирит, температура вспышки которого более 28°С.
Расчетная температура в нашем случае составляет +35°С, что больше, чем температура вспышки уайт-спирита, поэтому с учетом температуры вспышки уайт-спирита проводится расчет по отнесению помещения к категории Б по взрывопожарной опасности.

При расчетной температуре давление насыщенных паров составит:

Интенсивность испарения составит:

Площадь пролива составит:

Поскольку площадь пролива превышает площадь помещения, то за расчетную площадь пролива принимается площадь помещения, равная 72 м2.

Масса паров, поступивших в помещение, составит:

 

 

Плотность паров растворителя при расчетной температуре составит:

Средняя концентрация паров уайт-спирита в помещении составит:

 

 

 

Поскольку средняя концентрация меньше половины НКПР, то коэффициент участия горючего во взрыве допускается определять по приложению Д СП 12.13130.2009.
В начале определяем концентрацию Сн по формуле Д.7 приложения Д СП 13130.2009:

Коэффициент участия горючего во взрыве можно определить по номограмме (рисунок Д.1 приложения).

Для этого необходимо также определить концентрацию С* по формуле:

Стехиометрический коэффициент кислорода в реакции сгорания равен:

Стехиометрическая концентрация паров растворителя вычисляется по формуле:

По формуле Д.8 приложения:

Т.к. Сн<С*, то X= Сн/С*=0,857/2,46=0,348 и Z=0.

Поскольку коэффициент участия горючего во взрыве равен нулю, то избыточное давление взрыва также равно нулю. Помещение следует относить к категории В1-В4 по пожарной опасности по соответствующему расчету.

В данной статье мы рассмотрели примеры расчета категории А по взрывопожарной опасности. Как видно из приведенных примеров, при определенных условиях (объемно-планировочные решения помещения, различные вещества и материалы и их пожароопасные свойства) возможен уход от категории А по взрывопожарной опасности.

В следующих статьях я рассмотрю еще примеры по расчету категории А по взрывопожарной опасности с учетом работы общеобменной и аварийной вентиляции и других параметров. Надеюсь, данные примеры будут полезны в практическом применении. Удачи!

К записи "Пример расчета категории А по взрывопожарной опасности" 208 комментариев
  1. Олег:

    Добрый вечер!

    Хочу заметить, что Блог и поднятые Вами вопросы на нем актуальные, информация подается толково.

    И пользуясь случаем, хочу задать 2 вопроса:

    1.Произойдет ли впышка (взрыв) паров ацетона если средняя концентрация не превышает НКПРП (с учетом определения термина НКПРП)?

    2.Так как отсутствует взрывопожароопасная концентрация паров ацетона в помещении (не дотягивает до НКПРП)почеме получается давление взрыва более 5 кПа?

    Заранее благодарен за размышления и ответ.

    [Ответить]

  2. admin:

    Олег, спасибо за вопросы.

    Вспышка паров ацетона, да и любого растворителя, произойдет, если пары нагреты до температуры вспышки и выше.

    В нормальных условиях (естественная конвекция), над проливом растворителя образуется локальное облако, в котором концентрация выше НКПР.

    [Ответить]

  3. admin:

    Одно уточнение:

    средняя концентрация паров растворителя — это усредненная концентрация по всему объему помещения, но пары растворителя могут образовывать локальное взрывоопасное облако, концентрация в котором не ниже НКПР.

    Это при условии нагрева паров растворителя выше температуры вспышки.

    [Ответить]

  4. Вера:

    Здравствуйте!

    Были ли в вашей практике случаи, когда вы для ухода от категории А использовали учет общеобменной вентиляции по п.А.2.3? Пропускает ли этот расчет экспертиза?

    [Ответить]

  5. admin:

    Вера,

    вопросов в экспертизе не было.

    Это более удобный вариант, чем делать отдельную систему аварийной вентиляции.

    Закладываете в проект резервные вентиляторы по первой категории электроснабжения, которые будут включаться при остановке (отключении) вентиляторов общеобменки.

    Кратность общеобменной вентиляции должна позволять удалять массу поступающих горючих паров (газов) в той мере, чтобы избыточное давление взрыва не превысило 5 кПа.

    Это обосновываете расчетом. Вопросов в экспертизе возникнуть не должно.

    [Ответить]

  6. Вера:

    Здравствуйте!

    А вы выполняете в этом случае проверку этого условия для учета общеобменной вентиляции — «обеспечивающую концентрацию горючих газов и паров в помещении, не превышающую предельно допустимую взрывобезопасную концентрацию, рассчитанную для аварийной вентиляции»? Посчитать это не проблема, вопрос в том, а нужно ли это? И, если нужно, то вы берете 10% НКПР по п.6.4 СП 7.13130.2009?

    [Ответить]

  7. admin:

    То, о чем Вы говорите, относится к нормальному функционированию объекта, т.е. когда горючие газы или пары постоянно поступают в объем помещения (окрасочные камеры, химические лаборатории и др.).

    Для автостоянки поступление паров топлива в объем помещения — аварийная ситуация, и проводить расчеты общеобменки, про которые Вы говорите, не нужно.

    [Ответить]

  8. Вера:

    Это не автостоянка, это производственные помещения. Ну так мы и считаем для аварийной ситуации, просто в некоторых случаях для снижения концентрации паров ЛВЖ, поступивших в помещение в результате аварии, достаточно кратности общеобменной вентиляции и не нужно вроде бы делать аварийную. Но есть условие о непревышении 10% НКПР. И тогде у нас должно быть не только меньше 5 кПа, но и меньше 10% НКПР. Так?

    [Ответить]

  9. Вера:

    Для прояснения ситуации.

    В чистых помещениях всегда есть вентиляции, причем довольно высокой кратности. И проще учесть общеобменную. Вопрос в том, когда её можно применять. Произошла авария — разбилась бутылка с растворителем.

    [Ответить]

  10. admin:

    Вера,

    повторюсь: общеобменная вентиляция рассчитывается на нормальный режим работы, аварийные ситуации в учет не берутся, они учитываются при категорировании.

    Поэтому до 10% НКПР концентрацию доводить не нужно.

    Для аварийной ситуации (максимальной проектной аварии) считаете на не превышение 5 кПа, для нормального режима работы — на 10% НКПР.

    Система одна, но должна удовлетворять двум критериям при различных условиях (5 кПа и 10% НКПР)

    Выше уже писал: общеобменную можете учитывать, если ее кратность позволит избежать 5 кПа (а также 10% НКПР) + резервные вентиляторы + электроснабжение по первой категории надежности.

    [Ответить]

  11. Вера:

    Извините, вы не могли бы подсказать, где в СП12.13130 указывается, что общеобменная вентиляция может учитываться только при нормальном режиме работы? Я ориентируюсь на первые два абзаца п. А.2.3 и там нет указаний на это.

    [Ответить]

  12. admin:

    по СП 12.13130 общеобменка, если она обладает резервными вентиляторами и т.д. (требования п. А.2.3), учитывается и расчет ведется на кратность, при которой избыточное давление взрыва не превысит 5 кПа. При этом берется аварийная ситуация, при которой происходит выброс максимального количества горючих веществ по п. А.1.1.

    По СП 7.13130.2009 общеобменка рассчитывается для нормального режима работы, при этом кратность должна обеспечить концентрацию не более 10% НКПР.

    [Ответить]

  13. Вера:

    То есть в пункте А.2.3 просто описано требование к общеобменной вентиляции (про 10% НКПР при нормальном режиме работы)? Чтобы, если её учли, и получили В, не забыли, что общеобменка должна быть как для А и Б по п.6.4 СП 7.13130. Так?

    [Ответить]

  14. admin:

    В п. А.2.3 требование к общеобменке для обеспечения давления взрыва менее 5 кПа.

    Когда уходим в от категории А или Б к категории В, наверное, как следует из последнего абзаца п. 6.4 СП7, следует также общеобменку делать на обеспечение 10% НКПР.

    Думаю, что данное требование относится не только к помещениям категории А и Б, но и к помещениям категории В.

    [Ответить]

  15. Вера:

    А что делать, если аварийный случай — розлив холодной жидкости? Этанол -10 градусов в отапливаемом помещении, например.

    [Ответить]

  16. admin:

    В таком случае берете температуру воздуха в помещении.

    [Ответить]

  17. Вера:

    Спасибо за ваши ответы

    [Ответить]

  18. admin:

    Вам спасибо за вопросы.

    [Ответить]

  19. Вера:

    Здравствуйте!

    Еще один вопрос. Если при нормальном режиме работы нет выделений паров ЛВЖ, то требование к общеобменке о 10% НКПР не имеет смысла. Так?

    И тогда кратность общеобменки (для учета в расчете)определяется только снижением давления взрыва ниже 5 кПа. Так?

    [Ответить]

  20. admin:

    Думаю, да.

    [Ответить]

  21. Serg:

    Здравствуйте, подскажите, пжста, откуда Вы взяли давление взрыва ацетона 572 кПа и температуру вспышки -8С? По ГОСТ 2768-84. Ацетон технический. Температура вспышки — минус 18 °С; Максимальное давление взрыва — 875 кПа. Спасибо заранее за ответ.

    [Ответить]

  22. admin:

    Serg,

    из справочника Баратова, температура вспышки минус 9, опечатку исправил, спасибо за внимательность.

    Хотя данные из ГОСТ использовать предпочтительнее.

    [Ответить]

  23. Слава Наталья:

    Здравствуйте, а Вы можете дать данные по растворителю 646. Особенно источники, где Выберете значения коэф. Антуана.

    [Ответить]

    Игорь

    Данные по Растворителю и некоторым лакам можно взять из диссертации:"Пожарная безопасность окраски щитовых изделий мебели методом лаконалива"

    адрес: Диссертации в Техносфере: tekhnosfera.com/pozharnaya-bezopasnost-okraski-schitovyh-izdeliy-mebeli-metodom-lakonaliva#ixzz3vNUuaneM

    СМОТРИ Рис.4. Зависимость логарифма давления насыщенного пара от обратной величины температуры

    • — ЛакНЦ-218 ■ — Лак НЦ-243М д -Р-646

    Обработка экспериментальных данных (65 опытов) позволила получить регрессионные модели для определения величины давления насыщенного пара исследуемых жидкостей:

    для лака НЦ-218 LgPs = 7,10373 — 1838,580 / (273,16 + tp) ,

    для лака НЦ-243М LgPs = 6,56731 — 1703,852 / (273,16 + tp) ,

    для растворителя Р-646 LgPs = 6,54139 — 1628,393 / (273,16 + tp) .

    ПРИ tp от 15 до 30 градусов Цельсия !!!

    или смотри Диссертации в Техносфере: tekhnosfera.com/pozharnaya-bezopasnost-okraski-schitovyh-izdeliy-mebeli-metodom-lakonaliva#ixzz3vNU5N6J5

    [Ответить]

  24. admin:

    Наталья, данные брал из справочника Баратова.

    По растворителю 646 данных там нет, но по компонентам есть.

    [Ответить]

    Игорь

    Приветствую. Почти 10 лет прошло...

    Данные по 646 растворителю есть:

    "Наименование: Растворитель 646 (ГОСТ 18188-72). Состав % (масс.): Бутилацетат — 5,8; ацетон — 11,7; этанол — 17,5; изобутанол — 15; толуол — 50. Теплота сгорания, МДж/кг: 37,43. Твсп=6 гр.С(о.т.); Тсв=428 гр.С; НТПРП=-2 гр.С, ВТПРП=11 гр.С.

    Источник: Г. Т. Земский. Огнеопасные свойства неорганических и органических материалов: справ. М.: ВНИИПО, 2016, 971 с. В частности, стр. 178.

    С уважением!

    [Ответить]

  25. Геннадий:

    Вы написали « с точки зрения интенсивности испарения наиболее опасный компонент растворителя 646-ацетон».

    Во-первых: почему с точки зрения интенсивности испарения, разве это свойство однозначно может характеризовать опасность взрыва?

    Во-вторых: как вы относитесь к публикации «Особенности категорирования помещений с наличием жидких смесевых композиций»( ж.Пож. безопасность №1,2012, с. 49-66)? , в которой теплота сгорания растворителя 646 имеет две теплоты сгорания: отдельно для жидкости ( применяется при расчёте категорий В1-В4) и для паров (применяется при расчёте по формуле А4 СП12).

    [Ответить]

  26. admin:

    Геннадий,

    1. Нет, интенсивность испарения не в полной мере характеризует пожарную опасность растворителя.

    Так написал, поскольку по пункту 4.3 СП 12.13130.2009 допускается использовать показатель пожарной опасности для смесей по наиболее опасному компоненту. В данном случае давление паров больше у ацетона, поэтому по нему и провел расчет. Для растворителя как для смеси данных у меня нет.

    2. Эту публикацию пока не читал.

    Если не учитывать тот факт, что разные жидкости имеют разную скорость испарения, т.е. следуя пункту 4.3 свода правил и принимая, что все компоненты испаряются с одинаковой скоростью, то теплота сгорания жидкости и паров будет абсолютна одинакова.

    Если в этой публикации учитывается, что каждый компонент испаряется со своей скоростью, то, безусловно, это интересно.

    [Ответить]

  27. Геннадий:

    Но наибольшее парциальное давление в данном случае у толуола (42,49 кПа, а у ацетона 37,73 кПа).

    [Ответить]

  28. Геннадий:

    А разве могут все компоненты смеси испаряться с одинаковой скоростью?

    [Ответить]

  29. admin:

    У меня получилось для толуола — 6,24 кПа, для ацетона — 46,22 кПа. Данные из справочника Баратова, температура воздуха +35 по Цельсию.

    Нет, все компоненты испаряются с разной скоростью, но не входя в противоречие с требованиями СП 12.13130.2009 берем по ацетону, как веществу, имеющему наибольшее давление паров.

    [Ответить]

  30. геннадий:

    В СП12 нет такого указания, чтобы наиболее опасный компонент определять по давлению насыщенного пара. Более того-этого нет нигде.

    [Ответить]

  31. admin:

    Как Вы трактуете пункт 4.3?

    Там нет конкретики, но! При расчете берется сценарий, при котором участвует максимум горючих веществ и материалов. Если принять по ацетону, то получаем более высокую массу паров, следовательно, более опасный сценарий.

    Хочу услышать и Вашу точку зрения.

    [Ответить]

  32. геннадий:

    Зачем вообще определять наиболее опасный компонент, когда имеется возможноснь учесть все компоненты растворителя 646? А статью, всё таки посмотрите.До встречи.

    [Ответить]

  33. геннадий:

    Да, ещё забыл отметить, что масло обладает высокой вяскостью, следовательноплощадб его растекония 0,5 м.кв./кг.

    [Ответить]

  34. admin:

    Спасибо, статью почитаю, когда найду.

    Насчет вязкости в СП ничего не сказано, если нет справочных данных, то берем 1 м.кв./л.

    Я с Вами согласен, что масло вязкое и на 1 м.кв./л вряд ли растечется, но почему в СП об этом ничего не говорится? То же самое и некоторых лакокрасочных материалов касается.

    [Ответить]

  35. Геннадий:

    Статья у меня есть в электронном виде, но можно ли её прикрепить к сообщению ?

    [Ответить]

  36. admin:

    Нет, такой функции нет, кидайте на файлообменник и ссылку здесь оставляйте.

    [Ответить]

  37. геннадий:

    И о вязкости масла: По п. А.1.2 СП12 1 л смеси с содержанием до 70% растворителя, растекается на площади 0,5 кв. м. Масло-это смесь, не содержащая растворителей. Вязкость масла льняного-51,6 сп, оливкового-84 сп.Вязкость растворителей: ацетона-0,65 сп, этил спирта-1,2 сп, сероуглерода-0,37 сп.Литр растворителя или смеси с содержанием растворителя более 70% разливается на площади 1 кв.м.

    [Ответить]

  38. максим:

    Уважаемый админ,

    столкнулся с необходимостью произвести расчет категории помещения, знаний по химии явно недостаточно, прошу простить за «ляпы» и помочь.

    Основной материал обращаемый в помещении Нефрас С2-80/120 ТУ 38.401-67-108-92 (бензин БР-1, «Калоша»)

    Отсутствуют данные в справочной литературе (Рябов, Баратов, Корольченко, тех. документации) — константы Антуана, молекулярная масса, теплота сгорания,

    или состав материала, что делать?

    Справочника Земского у меня нет. В его статье указанной в коментариях выше, есть теплота сгорания бензина БР (как компонента Эмаль МА-2129 в таблице2)

    [Ответить]

  39. admin:

    Максим, пока нужной Вам информации не нашел, но думаю, вот эта ссылка будет полезной

    [Ответить]

  40. максим:

    спасибо, в т.ч. за выделенное для меня время

    (может еще где встретиться «что бы можно было указать источник» информация,буду следить за Вашими новостями)

    [Ответить]

  41. Геннадий:

    Админ дал хорошую ссылку, я добавлю:

    -средняя молекулярная масса бензинов 100;

    -Температура начала кипения БР-1 110 град.

    -теплоту сгорания можно принять 44 МДж/к-Давление насыщенного пара можно определить по: 6.1 кПа (45.75 мм. рт.ст.) при 20град.С

    14.5 кПа (108.75 мм. рт.ст.) при 38град.C

    23.1 кПа (173.25 мм. рт.ст.) при 50град.C построением графика в координатах lgР-1/T c экстраполяцией на нужную температуру.

    [Ответить]

  42. максим:

    Помогите пожалуйства с расчетом плотности воздуха, высота над у.м. 515м.,

    считаю как = p*M/R*T (википедия), где p — абсолютное давление, с ним и основные проблемы (где взять). А так же М молярная масса принимаю как 29 для сухого воздуха это корректно?

    Может быть есть формулы попроще?

    Построил интерполяцию для 40 град.С «красиво» — спасибо. но все же по п.4.3 СП 12 обоснование исходных данных наверное некорректно?

    [Ответить]

  43. admin:

    Максим, температура воздуха зависит от давления, которое в свою очередь определяется барометрической формулой, в той же википедии найдете.

    В этом случае для выбранного Вами климатического района ищете максимальное давление и далее считаете температуру, а по ней уже и плотность.

    Ну там отличие будет в несколько градусов всего.

    [Ответить]

  44. максим:

    Еще один вопрос,

    столкнулся со смесовым растворителем, рассмотренный Вами пример очень помог. Для вычисления изб. дав. Вы используете формулу 4 как для смеси.

    В примере 6 пособия к НПБ 105 примерно для аналогичной ситуации используется формула 1 для индив. в-в

    Разъясните пожулайста

    [Ответить]

  45. admin:

    Максим,

    Для индивидуальных веществ используем формулу 1, для смесей — формулу 4.

    Дело в том, что теплота сгорания паров над проливом смесевого растворителя будет отличаться от теплоты сгорания жидкости. Хоть при горении жидкости горят ее пары, но температуры процессов, при которых происходит испарение ЛВЖ и ГЖ с зеркала не в условиях пожара и ее испарение в процессе горения, отличаются на порядок.

    В своем примере расчета категории я принял теплоту сгорания для паров, как для случая, когда компоненты испарялись бы с одинаковой скоростью, хотя в реальности каждый компонент испаряется с отличной от других скоростью. К сожалению, в СП 12 формул, которые бы это учитывали, пока нет.

    Поэтому и принял теплоту сгорания как среднюю величину.

    [Ответить]

  46. максим:

    спасибо,

    еще вопросы можно

    [Ответить]

  47. Геннадий:

    К №21и 22:для ацетона обе цифры верные, -18 град. — в закрытом тигле, -9 град. в открытом .Пользуйтесь справочником Земского.

    [Ответить]

  48. Геннадий:

    Согласно п. 6 НПБ 105-03[1] и п.А.1.1 СП 12.13130.2009[2] при расчете критериев взрывопожарной опасности в качестве расчётного следует выбирать наиболее неблагоприятный вариант аварии или период нормальной работы аппаратов, при котором в образовании горючих газо- , паро- , пылевоздушных смесей участвует наибольшее количество газов, паров, пылей, наиболее опасных в отношении последствий сгорания этих смесей. Однако по какому критерию определяется наиболее опасный в отношении последствий сгорания продукт остаётся неясным. Каждый из показателей, перечисленных в таблице 1 [3] однозначно не характеризует опасность вещества.

    При анализе формул А.4 и А 13 [2] становится ясным, что при прочих равных условиях расчётное избыточное давление взрыва будет максимальным, если максимально произведение П=√М∙n∙Рн∙Нт, где:

    П-Комплексный показатель взрывоопасности паровоздушной смеси,

    М -молекулярная масса компонента,

    n -массовая доля компонента в жидкой смеси,

    Рн — давление насыщенного пара компонента смеси, кПа,

    Нт -теплота сгорания компонента смеси, МДж/кг.

    В таблице 1 приведены примеры расчётов названного комплексного показателя для некоторых смесевых композиций.

    [Ответить]

  49. Геннадий:

    К №45: в примере Пособия к НПБ-105 неточность, которая перекочевала и в проект Пособия к СП 12.13130.2009. Надеюсь, что в окончательной редакции будет исправлено.

    [Ответить]

  50. Дмитрий:

    Уважаемый Админ!

    Недавно занялся расчётом категорий помещений, и больше всего сомнений именно по категории А.

    В моём случае в помещении 1,4*5,3 м и высотой от пола до потолка 2,8 м вдоль одной стены находится этажерка с металлическим каркасом, но с полками из деревянных досок. На этажерке хранятся поллитровых бутылках: гексан — 50 кг, ацетон — 10 кг, и различные спирты (метиловый, бутиловый, этиловый и т.п.) общей массой 180 кг. Но поллитровки не упакованы в коробки, как в Вашем примере, а размещаются на полки по одной.

    У противоположной стены аналогичная этажерка, но на ней хранятся только неорганические кислоты и соли.

    Пожарный инспектор в данном помещении был, но замечаний, как ни странно. Помещение в подвале.

    Вопрос: что в данном случае считать «наиболее неблагоприятным вариантом аварии»?

    [Ответить]

  51. admin:

    Дмитрий, в данном случае наиболее обоснованным был был случай, при котором разбивается одна из бутылок.

    [Ответить]

  52. Дмитрий:

    Безкоробочный способ избежать категории А 🙂

    [Ответить]

  53. admin:

    Ну, конечно не совсем так, но некоторая доля правды в Ваших словах присутствует. Вариантов, как уйти от категории А по взрывопожарной опасности — много, этот один из них.

    [Ответить]

  54. Геннадий:

    Всё потому, что изначально был неправильный посыл. В обоих случаях следует брать разгерметизацию одной бутылки.

    [Ответить]

  55. admin:

    Геннадий, откуда такая уверенность?

    По Вашей логике, если падает ящик или тем более паллета, разбивается все равно 1 бутылка. Не слишком ли смелое допущение?

    [Ответить]

  56. Геннадий:

    Нормальное допущение, применяемое в расчётах во ВНИИПО. А ваш вариант тоже не максимально опасный, почему бы не упасть всему стеллажу?Должно быть разумное общепринятое допущение, а именно: разгерметизируется один аппарат или одна единичная упаковка, т.е.одна бутылка.

    [Ответить]

  57. Дмитрий:

    Но в моём случае — это, в первую очередь, общеобменная вентиляция. Сделал расчёты минимальной кратности для разных помещений и ЛВЖ, и у меня получилась максимальное значение — 15 в час по лаборатории, где работают с диэтиловым эфиром.

    Отсюда, вопрос. Правильно ли я понимаю, что даже несмотря на то, что в лаборатории с ЛВЖ работают только в вытяжных шкафах (там же хранится оперативный запас ЛВЖ), но аварийную ситуацию мы считаем вне шкафа (например, бутылка разбивается об пол лабораторного помещения)?

    [Ответить]

  58. Дмитрий:

    Но так с эфиром работают крайне редко, то в данном помещении, наверное, дешевле предусмотреть аварийную вентиляцию, потому что в остальных помещениях критическая кратность для работы с ЛВЖ будет 3,5 — 4 раз в час. Правда, не представляю, как это всё будет выглядеть.

    [Ответить]

  59. Геннадий:

    Да. правильно.

    [Ответить]

  60. admin:

    Геннадий, допущения, которые применяются во ВНИИПО, конечно следует принимать во внимание, но не являются аксиомой.

    Стеллажу не упасть, потому что это невероятный вариант развития аварийной ситуации.

    По поводу бутылок в СП 12.13130.2009 ни слова нет, там есть слово «аппарат», которое только условно «притягиваем» к бутылке, скорее как к емкости.

    В рассматриваемых случаях: для стеллажного хранения падение стеллажа — явно неразумное (невероятное) допущение, а одной бутылки — вполне.

    Когда хранение бутылок (емкостей) осуществляется в коробах на поддонах многоярусно, то в большинстве случаев, эти самые многоярусно сложенные короба на поддонах транспортируются (перемещаются) внутри складского помещения. Т.е. имеет место перевозка паллетов при помощи электрокаров, либо ящики с бутылками могут переноситься вручную. И в этом случае, не только теоретически, но и в реальной ситуации наблюдал, как падают паллеты и разбивается при этом гораздо больше, чем одна бутылка.

    Дмитрий,

    аварийную вентиляцию следует предусматривать в том месте, где возможно поступление паров ЛВЖ, т.е. там, где по условиям работы (производства) может произойти падение бутылки с ЛВЖ и образоваться пролив.

    Аварийная вентиляция должна быть обеспечена резервными вентиляторами и 1 категорией электроснабжения по ПУЭ, а также может быть совмещена с общеобменной при соблюдении этих условий.

    [Ответить]

  61. lee_leon:

    Добрый день уважаемый admin!

    В примере расчета по растворителю 646 вы из-за отстутствия сведений по констанам Антуана провели расчет по наиболее опасному компоненту смеси Ацетону. Скажите а возможно вывести брутто-формулу для этого растворителя и какой методикой можно воспользоваться?

    [Ответить]

  62. admin:

    Приветствую!

    В дальнейшем целесообразно пользоваться комплексным показателем — произведением корня из значения молекулярной массы и давления насыщенных паров.

    Чтобы получить брутто-формулу, нужно знать брутто-формулу каждого из компонентов, а также процентное по массе содержание каждого из них в смеси. Далее попросту нужно определить суммарное количество тех или иных атомов.

    [Ответить]

  63. lee_leon:

    Добрый день уважаемый admin!

    Спасибо за разьяснение.

    1.С ф.из статьи Земского знаком. П=√М∙n∙Рн∙Нт. Только не пойму, если я определил наиболее опасный компонет смеси в эмали, в которой 40% по массе летучих веществ и они известны. В свою очередь состав их по массе допустим 10% наиболее опасного и 90% менее опасного. То в соответствии с СП12 я принимаю теплоту сгорания, интенсивность испарения по наиболее опасному, хотя его количество ничтожно?

    2.При расчете на категорию А и Б я примаю массу паров и показатели наибелее опасного компонента, а при расчете на категорию В1-В4 какую массу брать, только летучей части смеси или всю смесь, хотя количество летучих веществ в ней20-30%?

    3.Пытаюсь вывести брутто-формулу для растворителя Р-60. Состав:Этанол С2Н6О 70%(масс)и Этилцеллозольв C4H10O2 30%(масс).По методике Малинина СПбУ 1999г.

    что-то очень сложно. Не могу понять как он определил среднюю молекулярную массу компонентов смеси, зная число молей каждого компонента смеси и мольные доли компонентов смеси.С химией туго.

    4.Покажите на примере Р-60 как проще по вашему способу получить брутто-формулу растворителя. И как получить давление насыщенного пара для него.

    [Ответить]

  64. admin:

    1. Да, логика именно такая. Поскольку не известен точный состав паров, которые формируются над проливом эмали, с учетом безопасности, берем по наиболее опасному компоненту.

    2. При расчете на категорию В1-В4 нужно брать теплоту сгорания именно смеси, т.е. и летучую и нелетучие части. Принимать по наиболее опасному компоненту целесообразно лишь в случае, когда процентный состав неизвестен, а известны теплоты сгорания каждого из компонентов. Тогда за теплоту сгорания смеси принимается теплота сгорания того составляющего, у которого она больше.

    Ведь, та же эмаль без летучей части состоит еще из полимерной смолы (пентафталевая, полиуретановая и др.), которая также является горючей. Негорючие пигменты (красители) и наполнители в учет не берем.

    3. Методику Малинина не читал, будет время, посмотрю обязательно.

    4. Для атомов углерода: 2*0,7+4*0,3=2,6

    водород: 6*0,7+10*0,3=7,2

    кислород: 1*0,7+2*0,3=1,3

    Вот, ничего сложного в этом нет, как видите.

    Искомая формула С2,6Н7,2О1,3

    По давлению паров нужно смотреть указанную Вами методику...

    [Ответить]

  65. lee_leon:

    Благодарю за оперативный ответ.

    1.А могу я найти давление насыщенного пара для смеси зная ее брутто-формулу? Если нет то смысла в получении формулы видимо нет?

    2.Если таким образом я имею формулу смеси, то расчет избыточного давления возможно провести по ф.1 СП12? В методике СП12 написано что она только для индивидуальных веществ, но возможно «творцы» имели в виду что эта ф. для веществ у которых известна брутто-формула, а ф.4 для тех веществ, у которых неизвестна формула. Или для смесей ф.1 не может быть применена по другим каким закономерностям?

    [Ответить]

  66. admin:

    1. Похоже, что смысла в получении формулы нет, все равно, если считать по комплексному показателю, то пользы от знания формулы никакой.

    Давление паров конечно же коррелирует с молекулярной массой, но как определить по ней давление паров мне не известно, принято брать такие данные из экспериментов либо считать по другим параметрам. Так или иначе для таких расчетов опять же понадобятся справочные (экспериментальные) данные.

    2. Если подобного указания в СП нет, то, скорее всего, вряд ли можно использовать.

    [Ответить]

  67. lee_leon:

    Благодарю за исчерпывющие ответы!

    [Ответить]

  68. lee_leon:

    Посчитал для растворителя Р-60 по методике Малинина брутто-формулу, давление насыщенного пара, ср.молярную массу: C2,4H6,7O1,2, средняя молярная масса 53,995 Давление насыщенного пара при 41гр.С 15,469 кПа

    [Ответить]

  69. lee_leon:

    Уважаемый admin

    поясните пожалуйста, с какой целью Вы рассчитывали стехиометрическую концентрацию Сст паров растворителя 646, если для расчета по ф.4 это значение не требуется?

    [Ответить]

  70. admin:

    Да, только сейчас обратил внимание. Несколько излишне, но удалять не буду, пусть в качестве примера останется!

    [Ответить]

  71. Антон:

    Добрый день уважаемый Админ!

    У меня возникла проблема по расчету Категории А.

    Суть проблемы в том что ЛВЖ не имеет данных по Физико-химическим свойствам и не имеет данных по пожароопасным свойствам. Как в таком случае быть? Как считать?

    Рассчитать нужно Диэтилцинк (C2H5) 2Zn площадь 9.02м2, высота 4м. В помещении осуществляется хранение одной ёмкости с 1700 кг диэтилцинка

    [Ответить]

  72. admin:

    Добрый день!

    Такого, чтобы на материал вообще не было каких-либо данных, я пока не встречал. Хоть какая-то информация, но есть всегда. Например, диэтилцинк — пирофорное вещество и загорается при контакте с воздухом, а также бурно разлагается при контакте с водой. Происходят ли данные реакции со взрывом (хлопком), неизвестно.

    Температура вспышки — минус 1 град. Фаренгейта (-18,33 град. Цельсия), т.е. ЛВЖ. Правда, давление паров неизвестно, но его можно рассчитать по температуре кипения, которая равна 117,8 град. Цельсия.

    Как рассчитать, есть в книге Монахова «Методы исследования пожарной опасности веществ».

    Остальные, приведенные мною данные есть в интернете, но нужно искать по запросу «diethyl zinc».

    [Ответить]

  73. Антон:

    Спасибо, за информацию =)

    [Ответить]

  74. lee_leon:

    Добрый день уважаемый admin!

    Поясните, что за дополнительные слагаемые присутствуют у Вас в формуле Антуана для Изобутанола и Толуола (0,875097?

    [Ответить]

  75. admin:

    На самом деле в уравении Антуана всего 3 коэффициента, но в таком виде уравнения были приведены в Приложении к книге Монахова В.Т. «Показатели пожарной опасности веществ и материалов. Анализ и предсказание. Газы и жидкости. — М.: ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2007».

    Как были приведены, так и указал, в общем виде не стал переписывать.

    [Ответить]

  76. Дмитрий:

    А если рассмотреть другой вариант. Все ЛВЖ предварительно разливаются в пластиковые бутылки и в таком виде вносятся в помещение лаборатории для временного хранения. Раз бой бутылки исключён, то все остальные варианты попадания содержимого в воздушное пространство лаборатории, при соблюдении техники безопасности, можно рассматривать как диверсию, а не как аварийную ситуацию. Или в варианте, когда пожар уже случился. Но в обоих случаях, на мой взгляд, при таком хранении ЛВЖ следует рассматривать категорию В.

    [Ответить]

  77. admin:

    Дмитрий, как вариант, использование пластиковых бутылок для хранения позволит исключить их разгерметизацию и как следствие категорию А (Б). Но это, пожалуй, подходит лишь для складских помещений.

    В лаборатории же бутылку рано или поздно откроют, в таком случае при неосторожном обращении она может упасть на пол, а содержимое разлиться.

    [Ответить]

  78. Дмитрий:

    В лабораториях эти бутылки будут временно храниться и открываться только в вытяжных шкафах (как в настоящее время стеклянные). Вытяжка у нас работает нормально, а вот с общеобменной вентиляцией какие-то проблемы после ремонта, да и паспорта на неё нет, чтобы судить о её пожаробезопасности и резервных вентиляторах. Именно поэтому вариант с пластиковой бутылкой мне интересен.

    [Ответить]

  79. андрей:

    Добрый день

    масса паров поступивших в помещении рассчитывается по ф.11 согласно п.А.2.1, Вы же +к этому рассчитываете еще и реальную массу ρ*V, и берете ее в расчет избыточного давления.

    [Ответить]

  80. admin:

    Приветствую!

    А в чем вопрос?

    В тех случаях, когда масса поступивших паров по расчету больше, чем масса жидкости в проливе, то берем в расчет всю массу жидкости из пролива, т.е. реальную массу.

    [Ответить]

  81. андрей:

    когда площадь пролива больше площади помещения, то масса поступивших паров всегда больше массы жидкости в проливе.

    вопрос то в том, что расчет то для паров ЛВЖ и ГЖ по формуле А.11 согласно п.А.2.1, т.е m=WFT, эта масса и идет в расчет дельтаP.

    [Ответить]

  82. admin:

    Андрей, большое Вам спасибо!

    Я понял, что Вы имеете ввиду, ошибку нашел и исправил.

    [Ответить]

  83. Толик:

    Здравствуйте,подскажите пожалуйста.В основном помещении есть загерметизированное помещение-серверная для зарядки аккумуляторов(она категории А),тогда основное помещение тоже будет относится к категории А?

    [Ответить]

  84. admin:

    Думаю, что не обязательно, т.к. речь идет о двух разных помещениях, одно из которых встроено в другое.

    [Ответить]

  85. Игорь:

    Здравствуйте,у меня примерно такой же вопрос.Имеется помещение площадью 20м2,в нем будет располагаться шкаф для зарядки аккумуляторов грузовиков Урал(2 штуки). Размер шкафа 1м на 0,4м,высота 1,7м.В помещении будет присутствовать вытяжка и приточная вентиляция.Вопрос будет заключаться в том что шкаф этот будет относится к категории А?Помещение тоже будет относится к этой же категории?И какие требования нужно будет выполнить?

    С уважением,Игорь.

    [Ответить]

  86. admin:

    Игорь, оборудование не категорируется. Категория определяется только для помещений, зданий и сооружений.

    Чтобы учесть в расчете вентиляцию, она должна быть оснащена резервными вентиляторами с электроснабжением по 1-й категории надежности ПУЭ.

    Выполнение тех или иных требований зависит от категории пожарной или взрывопожарной опасности, которая определяется расчетом.

    [Ответить]

  87. Игорь:

    Мне кажется нужно будет сделать расчет на категорию А,если будет ниже 5кПа то тогда уже вести речь на категории В1-В4?

    [Ответить]

  88. admin:

    Да, совершенно верно!

    [Ответить]

  89. Андрей:

    Здравствуйте.

    Такой вопрос помещение сварочного цеха, в нем находятся одновременно до 5 баллонов с пропаном и столько же с кислородом. При расчёте на категорию А рассматриваем разгерметизацию одного баллона (50 л, свободный объем 1697 м3) получаем избыточное давление 0.02 кПа. Следовательно надо проводить расчёт на категорию В1-В4, как тогда учитывать пропан и кислород в баллонах как пожарная нагрузка они ведь в несгораемой упаковке, но при пожаре все таки они взрывоопасны... Какую категорию в таком случае надо присвоить.

    Заранее благодарен за ответ.

    [Ответить]

  90. admin:

    Андрей, Ваш вопрос немного выходит за рамки методики, содержащейся в СП 12.13130.2009 в части расчета удельной пожарной нагрузки для газа.

    Дело в том, что если речь идет о горении пролива жидкого пропана, то в этом случае расчет производится также, как и для ЛВЖ и ГЖ, нужно только определить площадь пролива.

    Если считаем, что пожар уже возник и в пожаре нагреваются баллоны с пропаном, то при их разрушении происходит мгновенное сгорание всего облака, т.н. режим BLEVE. В этом случае, в зависимости от условий, часть пропана может сгореть вовсе за пределами помещения, т.е. будет выброшена через дверные или оконные проемы.

    Но, все же, чтобы рассмотреть более жесткий вариант, нужно всю массу пропана делить на площадь помещения.

    [Ответить]

  91. Нович:

    Кто подскажет формулу бензина????

    или сразу стехиометрический коэффициент?

    [Ответить]

  92. admin:

    Посмотрите пособие к НПБ 105-95, там есть брутто-формула

    [Ответить]

  93. Нович:

    Спасибо! Хорошая штука!

    [Ответить]

  94. Антон:

    Добрый день!

    Админ, у меня к вам вопрос!

    Есть компрессорная с жатым воздухом-кислородом нужно рассчитывать категорию помещений по взрыво — пожарной безопасности. ?

    [Ответить]

  95. admin:

    Приветствую!

    Да, нужно. Но т.к. воздух и кислород являются негорючими газами, то расчет нужно вести на категорию В1-В4, при условии наличия пожарной нагрузки.

    [Ответить]

  96. Антон:

    Спасибо!

    [Ответить]

  97. Рашид:

    Добрый день.

    Подскажите, пожалуйста, если в помещении находятся баллоны с кислородом и ацетиленом, нужно ли проводить расчет на пожаро- и взрывоопасность?

    [Ответить]

  98. Рашид:

    Ошибся!! не кислород и ацетилен, а кислород и аргон.

    [Ответить]

  99. admin:

    Кислород и аргон относятся к негорючим газам.

    Расчет нужно вести на категорию В1-В4, если есть еще какие-нибудь горючие материалы в помещении. Если их нет, присваивайте помещению категорию Д по пожарной опасности.

    [Ответить]

  100. Рашид:

    Спасибо. Еще вопрос.

    Если есть баллоны с пропаном и ацетиленом, то расчет вести по каждому отдельно, или какой-то из ни более опасен и можно провести расчет по нему, как наиболее неблагоприятный? И как вести расчет по пропану? Как по жидкости? ведь в баллоне он жидкий?

    [Ответить]

  101. admin:

    Нужно проводить расчет и по пропану и по ацетилену по отдельности, категория принимается по наихудшему результату.

    Для сжиженных газов в методике СП 12.13130.2009 нет расчетных параметров, целесообразно принять, что весь пропан попадает в виде паров в объем помещения и уже дальше считать как для газа (пара). В баллоне пропан жидкий за счет давления, но как только баллон разрушится часть его сразу перейдет в пары за счет мгновенного вскипания, часть пролива будет еще холодной и в течение какого-то времени будет испаряться.

    [Ответить]

  102. Рашид:

    А если расчетное давление меньше 5кПа, то расчет ведем по В1-В4?

    [Ответить]

  103. admin:

    Да, все верно, на категорию В1-В4.

    [Ответить]

  104. Ринат:

    Добрый день!

    Ждем статьи по расчету категорий с учетом работы вентиляции. Спасибо!

    [Ответить]

  105. Александра:

    Добрыи день. Могли ли Вы помочь решить задачу — у Вас отличная статья, но я сколько ни пыталась, так и не смогла ее решить. Очень нужна Ваша помощь...)

    В помещении офиса объемом V (80 м3) паркетный пол площадью F (32 м2) покрыли нитролаком. Определить массовую концентрацию паров ацетона в воздухе в момент завершения работы. Если она окажется больше нижний предел воспламенения (НПВ) ацетона (НПВ = 62,5 г/м3), с учетом частичного утечки паровоздушной смеси наружу, который составляет 5% паров ацетона, то вычислить давление в помещении в момент возможного взрыва, а также мощность взрыва при условии, что время горения τ (0,02 с).

    Температура и барометрическое давление до взрыва составляли соответственно t (20 С) и B (один*на десять в пятой степени, Па), расхода лака Q = 0,25 кг/м2, а содержание ацетона в лаке σ (78 %).

    Реакция горения ацетона

    C3H6O + 4O2 + 4 • 3,76 N2 = 3CO2 +3 H2O + 4 • 3,76 N2

    Приблизительное значение температуры горения смеси ацетона с воздухом при взрыве 2000 К º.

    Давление в момент взрыва внутри помещения определить по известной формуле

    ,

    где Рпоч — давление (начальный) до взрыва, в Па; Тпоч — температура в помещении до взрыва, К; Твбх — температура при взрыве, К; n1 — количество молекул продуктов горения; n — количество молекул, вступающих в реакцию горения ацетона .

    Мощность взрыва рассчитывается по величине работы, эквивалентной количеству теплоты, которое выделится при сгорании ацетона.

    Теплотворная способность ацетона q = 8350 ккал / кг.

    ПЛизззззз)))))

    [Ответить]

  106. admin:

    Александра,

    а в чем сложности?

    Нужно знать состав лака (% по массе ацетона) и расход (сколько кг лака расходуется на покраску 1 м.кв. пола).

    Дальше считаете, какое количество ацетона из лака испарится в помещение за время проведения работы, учитывая, что эта масса не должна превышать массу ацетона, изначально содержавшегося в лаке.

    Вот, в общих чертах.

    [Ответить]

  107. Александра:

    Спасибо за ответ. Я просто психолог по образованию, и очень сложно у меня с охраной труда в таких терминах и категориях. Поэтому увидев Вашу научную статью обратилась к Вам за помощью)) В любом случае спасибо, вопрос уже не актуален, так как я так и не смогла решить эту задачу, потратила на нее целые сутки)) Психологу такая задача не под силу)

    [Ответить]

  108. Виктор:

    Добрый день.

    Вы в своём показательном расчёте взяли самый простой вариант, когда все данные есть.

    И то столько предположений. Мне кажется все эти расчёты чисто для пожарных инспекторов и ничего общего с дествительной категорией помещения не имеют.

    «Предположим, что ацетон хранится в стеклянных бутылках, перемотанных норолоном, тогда при падении ни одна бутылка не разобьётся.» «Предположим, что ацетон в платиковых бутылках и ни одна бутылка не разобьётся и крышка случайно не открутиться»

    Так и запишем в помещении склада: «бутылки перематывать поролоном. Хранение необмотанных бутылок запрещено»

    Столкнулся с проблемой посчитать склад красок. По краскам практически никаких данных нет. Посмтрел программы типа FireGuard 2

    Там тоже нельзя так просто ввести в исходные данные краску, никаких красок, кроме сухих там нет. Где найти данные по площади разлива, интенсивность испарения растворителя из краски. Наверняка она не такая, как при разливе чистого растворителя.

    Сколько магазинов, торгующих красками. Неужели там категория А. Или кто как с инспекторами договориться. Складов с красками тысячи в одном городе. Расчётов сделано тоже тысячи. И не нашёл ни одной типовой разработаной методики.

    [Ответить]

  109. admin:

    Виктор, а где в примерах я приводил подобного рода предположения? Категории для пожарных инспекторов и пожарных в том числе, но на стадии проекта — для применения требований пожарной безопасности.

    Какие проблемы в расчетах? Если нет справочных данных, попробую помочь.

    Интенсивность испарения из краски конечно же меньше, чем из чистого растворителя. Это тоже можно учесть. Данные по площади розлива берутся по СП 12, интенсивность также рассчитывается.

    Магазины не категорируются, а вот склады в них — да. И не факт, что будет категория А или Б, все же расчетом проверяется.

    Что-то типовое придумать нельзя, т.к. в каждом случае свои нюансы.

    [Ответить]

  110. Виктор:

    «Принимаем, что при падении ящика с бутылками они все разобьются.» это из вашего расчёта.

    Зачем же себе навязывать категорию А? Я «приму», что разобьётся 10 процентов бутылок. Это если с высоты 1 метр, а если с высоты 0,5м, то 5%.

    Вообще хорошо было бы, если бы Вы показали расчёт со складом красок, хотя бы отечественных. Это более распространённый случай, чем склад с ацетоном.

    К примеру там есть маслянная краска, ПФ 115, Грунтовка ГФ-021. Ну и растворителей пару банок. Вот и будет типовой расчёт. А с нюансами уже можно разобраться.

    Хотя непонятно, заче Вы это делаете, но это была бы большая помощь тысячам людей.

    И самое хорошее утвердить методику в соответствующей организации.

    [Ответить]

  111. admin:

    Ну так принцип категорирования таков, что если что-то неизвестно — берется максимально худший вариант. Если неизвестно, какое количество бутылок разобьется — то принимается 100%. С запасом!

    Можете принимать иные данные, если они чем-то подтверждены.

    Не исключено, что такой пример может здесь появиться. Хотя пользы в этом особо не вижу, ведь расчет ничем не отличается (если вести по методике СП 12.13130.2009) от расчета для помещений с растворителем. Ведь нужно знать только состав краски, хотя бы долю растворителя в нем. Если не знаем массовую долю растворителя — ведем расчет по чистому. Опять же — из соображений безопасности, с запасом!

    Состав ПФ-115 и ГФ-021 известен, в справочниках есть.

    Как Вы правильно сказали, я это делаю для помощи людям. Ну и так, кое-какие практические наболевшие вопросы выяснить у практиков.

    Методика расчета утверждена, она содержится в СП 12.13130.2009. Пусть со своими недостатками. Если Вы имеете ввиду Пособие с примерами, так оно есть, ВНИИПО проект делали.

    [Ответить]

  112. Виктор:

    Какой коэффициент запаса? Может тысекратный? Это же получается перерасход средств.

    Неразумно как то на оборудование помещение под категорию А если это В.

    Если брать «по чистому», это точно какой то запас и вполне возможно 100 кратный.

    Т.е. обдираем владельца.

    Вот и хотелось бы точный расчёт. Коэффициент запаса 1,2.

    Опять про магазины. Как жа так? Там может тонны краски и растворителей и нет категории? Неужели там безопаснее, чем в каком то складе на 500 кг краски. Там же люди ходят, дома рядом. Ничего не понимаю. Вот и категорирование.

    У меня просьба насчёт расчёта склада с краской, только без «запаса». С запасом легко сделать, но неразумно.

    [Ответить]

  113. admin:

    Ну так Вы сами какие выходы из такой ситуации видите? «С потолка» взять что-то и написать?

    Критика конечно объективная, но поделать ничего нельзя, методика есть, а любые условия расчета нужно обосновывать. Приняли 1,2 — будьте добры сделать это обоснованно!

    Категорируются только склады и производства, у магазинов класс функциональной пожарной опасности другой. Так написаны нормы.

    [Ответить]

  114. Виктор:

    В том и дело, что это всё для пожарного инспектора. Никакоко отношения к пожарной опасности это не имеет.

    А насчёт коэффициента 1,2 я к специалисту и обращаюсь. Категорию А легко насчитать и неспециалисту.

    По хорошему, если бы это было бы кому то нужно, по тем же краскам можно давно было бы все нужные данные эксперементально получить к примеру заводом изготовителем и внести в справочники, просто обязать их это сделать. И тогда это были бы корректные расчёты.

    Как то считал помещение зарядки аккумуляторов (2 автомобильных аккумулятора), хоть ты убей А получается и всё тут. Ну не слышал я о взрывах в гаражах.

    [Ответить]

  115. admin:

    Данных о том, какая доля бутылок разобьется при падении ящиков и паллет у меня, к сожалению, нет. Самому интересно.

    Этот параметр много от чего зависеть будет, но хотя бы какое-то среднее значение для расчетов неплохо было бы знать. Это экспериментально можно определить, если серию экспериментов провести по битью бутылок. На это, опять же, нужны некоторые средства.

    Данные по составу красок можно у производителя запросить без проблем, такая практика есть уже. А вот обязать в справочники вносить эти данные видимо невозможно.

    [Ответить]

  116. Виктор:

    Металлическая бочка с краской 55 кг стоит на полу склада.

    Какая вероятность, что она неожиданно полностью разгерметизируется, неожиданно подпрыгнув на три метра или выше, чтобы вытекла вся краска, т. к. при небольших утечках она видимо засохнет раньше, чем вытечет. Высота помещения 2,4 м?

    Причём подпрыгнуть она должна в отсутствии людей, так как при другом раскладе, ей вытечь не дадут.

    [Ответить]

  117. Элина:

    Добрый день! Срочно нужна Ваша помощь! Помогите, пожалуйста! Ситуация следующая: в одном из помещений склада (S=432 м2, V=2762 м3) хранятся след. горючие жидкости и вещества: дибутилфталат, смазка графитная, циатим-201, клей БФ-6, масло М10Г2К, масло И-40, И-20, МС-20, ТП-22с, древесина, бумага. Помимо этого хранятся ЛВЖ: АЦЕТОН (1 бочка 180 кг) и клей 88 (5 л). Задача — избежать категории А и Б. Вот скажите, пожалуйста, если закупать ацетон допустим канистрами, то как узнать какое количество канистр какого объема можно хранить в данном складе при категории В1. А сколько клея? И нужно ли при этом что-либо предусматривать?

    [Ответить]

  118. Людмила:

    Какие категории взрывоопасности и пожароопасности надо присвоить кабинетам химии, физики, информатики и технологии в школе?

    [Ответить]

  119. ИРИНА:

    Спасибо за информацию, много полезного можно извлечь!!

    [Ответить]

  120. ИРИНА:

    ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

    Подскажите пожалуйста как определить максимально возможное количество хранящейся в производственном помещении ЛВЖ.Заранее благодарна за ответ.

    [Ответить]

    admin

    Из проектной документации

    [Ответить]

  121. Михаил:

    Подскажите пожалуйста, почему вы берете время Т равное 1 часу (3600) при расчете массы испарившегося вещества, это где-то регламентируется? Мне нужно посчитать склад хранения этилового спирта, какое время испарения взять?

    [Ответить]

    admin

    Михаил, время испарения регламентируется пунктом А.1.2 е СП 12.13130 и принимается не более 3600 с. Если за это или меньшее время испаряется вся пролитая жидкость, то в расчете учитывается вся ее масса.

    [Ответить]

  122. Дмитрий:

    Замечательная статья! =) Скажите, а вот всё же остается вопрос с этими проектируемыми аварийными ситуациями... вот хоть убей не пойму... где граница реально возможной ситуации, требующей оценки при расчете и абсурдной невероятной ситуации? Вот если, например, на складе хранится в одной емкости 1000 литров (1 куб.м.) того же ацетона или этилацетата или еще какой ЛВЖ с темп до 28 гр., хранится себе в емкости и хранится, при необходимости растворитель «разливается» в мелкую тару и поступает в цеха, здесь качестве аварийной ситуации необходимо проектировать пролив мелкой тары при переноске или необходимо брать самый страшный вариант, что пришел коля валуев с друзьями и «случайно» разгерметизировал всю тысячелитровую емкость? я так понимаю ни где и ничем это урегулировать нельзя, а можно только субъективно оценочно прикинуть на глаз? Спасибо.

    [Ответить]

    admin

    Спасибо за доброе слово!

    Скажем так: в некоторых случаях границу вполне четко можно провести, в некоторых она фактически отсутствует. В примере по расчету категории котельной я уже об этом говорил, в части рассмотрения площади сечения при разгерметизации трубопровода. Емкость емкости рознь. Если это, например, бак, установленный на фундаменте или жесткой платформе, без сливных устройств, то можно рассмотреть только испарение с зеркала жидкости, без учета розлива. Если речь идет о жестко установленной емкости, в которой есть сливные устройства, то следует рассматривать вариант аварии, при которой из этого сливного устройства будет вытекать ЛВЖ в течение расчетного времени, определяемого способом отключения (закрытия) сливного устройства. Если емкость является фактически тарой, которая будет как-то перемещаться, то следует рассматривать вариант с ее повреждением и проливом ЛВЖ.

    [Ответить]

  123. Дмитрий:

    Это Вам спасибо за статью =)

    а расчетное время опять же определяется субъективно... в одном случае заметят сразу, в другом вообще не заметят... а на практике такого вообще не случится...да и переносная емкость, налили в канистру и понесли, хоть бросай ее, а не разобъется! Конечно, человеческий фактор есть всегда. В один прекрасный день кто то может при переноске плохо закрутить, уронить, пролить, но при этом прольется лишь немного, да и то сразу вытрут... а вытрут ли? человеческий фактор...

    [Ответить]

    admin

    В СП 12.13130.2009 при ручном отключении время аварии принимается равным 300 с. Это время перекочевало из более ранних документов. Видимо, на тот момент такое значение было обоснованным. Канистры, бутылки и прочие емкости тоже разными бывают. Одни при ударе разобьются или треснут, другие лишь помнутся. Этим тоже можно от категории А или Б уйти. А насчет сразу или не сразу вытрут, нормы в качестве расчетного времени предлагают брать время полного испарения жидкости, но не более 3600 с.

    [Ответить]

  124. Дмитрий:

    А вот, например, почему мы считаем по очереди все возможные ситуации с проливом сперва одной жидкости, потом смотрим, если прольется жидкость из соседней емкости, потом из третий... но по хорошему надо же вообще проектировать тысячи ситуаций с возможной разгерметизацией одновременно двух или трех жидкостей... соответственно продумывать что будет при перемешивании данных жидкостей, может будет химреакция и образование четвертой жидкости?? я прихожу к выводу что ни один такой расчет по категории А нельзя назвать единственно верным и при желании эксперт всегда найдет к чему прицепиться...ведь возможны ситуации, когда в цеху жидкость даже и не хранится, но в стеклотаре проносится транзитом через цех в склад или другой цех... соответственно в расчете она участия не принимает, а на практике именно она и может привести к плачевным результатам... .

    [Ответить]

    admin

    Следует рассматривать наиболее неблагоприятный вариант, поэтому если много различных жидкостей в технологическом процессе участвует, то по каждой нужно проверять, если их объем различный. Если объем каждой жидкости одинаков, то выбирается наиболее опасная по т.н. комплексному показателю пожарной опасности. Если одна и та же жидкость в разных объемах, то выбирается максимальный. В любом случае, выбирается разгерметизация одной емкости, аппарата и т.п. Разгерметизация нескольких емкостей не рассматривается, более того, совместное хранение веществ регламентировано.

    Если жидкость проносится транзитом, то возможны два варианта:

    1) это предусмотрено техпроцессом;

    2) это не предусмотрено техпроцессом.

    В первом случае этот вариант должен быть принят в расчет, во втором случае этот вариант не проектный и не принимается в расчет. Все просто.

    Практика тут ни при чем, можно все сделать по проекту, но человеческий фактор учесть невозможно.

    [Ответить]

  125. Дмитрий:

    А если мы уже по тому же ацетону насчитали категорию А, имеется ли необходимость «подливать масло в огонь» и продолжать считать по растворителю или еще каким жидкостям хранящимся в в помещении?

    [Ответить]

    admin

    Если нет необходимости уйти от категории А, то оставляем категорию А. Если нужно снизить категорию взрывопожарной опасности, то предусматриваем компенсирующие мероприятия, которые позволят для случая обращения ацетона, например, отнести помещение к категории В1-В4. Затем уже проводим расчет по другому веществу и т.д.

    [Ответить]

  126. Марина:

    Уважаемый админ,

    вопрос: стоит ли уходить от категории А склада ЛВЖ при хранении 1,2 куб.м аэрозольных баллончиков (500мл) под давлением (пропиленты пропан, бутан, изобутан — 80-90%) — исключительно воспламеняемые, 1,2 куб.м растворители (в таре по 30 л) на основе этанола, ацетона, бензиновых дистиллятов с содержанием 70-80% — легко воспламеняющиеся, 0,9 куб.м антистатические охлаждающие средства — воспламеняемые, в складе объёмом 202 куб.м, площадью 54.5 кв.м? В складе только хранение, никаких переливов, разливов не предусматривается, задается температура хранения +16-+20, скорость движ. воздуха 0,1м/с.

    Кстати, почему у Вас значения В и С в уравнении по Антуану для этанола различаются чем у Корольченко: у Вас В=1665, С=232,1703, а у К. В=1918,508, С=252,125?

    [Ответить]

    admin

    Вопрос о том, стоит или нет уйти от категории А, скорее всего не ко мне, это Вам решать, нужна категория А или другая.

    Константы уравнения Антуана взяты из справочника Баратова. Эти постоянные получаются экспериментально и в разных условиях могут незначительно отличаться.

    [Ответить]

  127. Ирина:

    Здравствуйте!

    По результатам расчета помещения травления (при травлении мет.темплетов выделяется водород)получилась катеория А (Избыт. давление взрыва Р=5,88кПа). Можно ли какими-то мероприятиями снизить категорию помещения?

    Правильно ли проведен расчет с точки зрения определения варианта аварии. Расчет проводился по данным от поставщика оборудования — выделение водорода 363 г/ч. Имеется местная вытяжная вентиляция, которая по сути должна удалять весь выделяющийся водород.Приняли, что вентиляция не рабочая и водород выделялся без удаления в течение часа. при открывании крышки ванны для травления весь скопившийся водород вышел в помещение травления. В помещении имеется общеобменная вентиляция. Нужно ли закладывать аварийную вентиляцию или какие-то другие мероприятия?

    Спасибо!

    Р.S. Спасибо за сайт! Очень полезен!!!!

    [Ответить]

    admin

    Ирина, доброго времени и спасибо за вопрос!

    Да, категорию можно снизить путем оборудования помещения аварийной вентиляцией, если другие варианты невозможны (например, снижение количества погружаемых в ванну для травления деталей). Выбранный Вами вариант аварии в целом не вызывает сомнений. Травление металлических деталей химическое или электрохимическое?

    [Ответить]

  128. Ирина:

    Здравствуйте, спасибо за ответ!

    Процесс травления деталей химический.

    Поставщики оборудования уверяют, что в случае, если вдруг отключается местная вентиляция, то происходит отключение оборудования в целом и автоматическое вынимание корзины с деталями из кислоты. То есть процес выделения водорода останавливается. Какое-то количество водорода все равно выделится, определить трудно. Как тогда следует проводить расчет?

    Спасибо!

    [Ответить]

    admin

    Вот что нам предлагают делать по СП 12.13130.2009 в случае наличия автоматики. Если она есть, но вероятность ее отказа выше одной миллионной (равно как и незвестна) или нет резервирования элементов, то время аварии принимается равным 120 с. Но это речь о трубопроводах (именно так в СП указывается). Что делать в Вашем случае, в СП нет четких разъяснений. Есть ли возможность вынуть корзину из кислоты вручную? Сам подход к категорированию, изложенный в СП 12.13130 так и наводит на мысль, что нужно время аварии брать максимальным, т.е. равным 3600 с. Либо анализировать, можно ли произвести действия по ручному отключению.

    [Ответить]

  129. Светлана:

    Здравствуйте. По расчету у меня бокс с автомобилем (бак с бензином на 100л)получился категории Б! Как такое может быть? Всегда и везде гаражи были «В». Что я делаю не так?

    Vсв = 137,1 м3. Подскажите, пожалуйста

    [Ответить]

    admin

    Доброго времени! По расчету должна категория А выйти. Гаражи может и были по ведомственным нормам когда-то категории В, но все изменилось с появлением НПБ 105, а затем и СП 12.13130. Есть только послабление для подземных встроенных автостоянок, которые можно к категории В1 относить по пожарной опасности.

    [Ответить]

    Светлана

    спасибо!

    [Ответить]

    Андрей

    Это послабление для всех автостоянок (боксов).

    «При отсутствии расчетов помещения для хранения легковых автомобилей (за исключением автомобилей с двигателями, работающими на сжатом или сжиженном газе) следует относить к категории В1, здания автостоянок легковых автомобилей — к категории В.»

    [Ответить]

  130. Ирина:

    Здравствуйте!

    Подскажите, пожалуйста, что делать, если в помещении хранится алкидная краска с неизвестным составом, как бы её посчитать-то?( Производитель иностранный, и среди технической информации я смогла найти только данные о количестве твёрдых веществ в процентном соотношении (до 48 %), температуру вспышки (24 C), удельный вес в г/см3.

    Я предполагаю, что могу взять количество летучих веществ по максимуму (52%), но какое основное вещество лучше брать для расчёта? Уайт-спирит, который часто используется в наших красках?..

    [Ответить]

    admin

    Доброго времени!

    Уже где-то писал, что на лаки и краски, тем более современные, состав найти невозможно, да он и не нужен. Нужно знать только, какое количество растворителей по массе содержится (это Вы уже знаете), а также состав летучей части. Последний узнается из паспорта безопасности, он же «material safety data sheet», или MSDS. В этом документе содержится информация о растворителях и их массовой доле. Нужно либо напрямую у производителя запрашивать, либо у дилера.

    [Ответить]

    Ирина

    С дилерами пока что не вышло, толкового представительства в России почему-то нет. Но я попробую ещё потрясти.

    А скажите, пожалуйста, если уже есть процентное содержание множества летучих веществ, то как определить из них самое опасное? Вести расчёт для каждого?.. Или это можно прикинуть по каким-то из справочных параметров?

    [Ответить]

    admin

    Просто в поиске забейте название краски и фразу «safety data sheet», возможно получится найти.

    Если растворитель состоит из нескольких компонентов, то наиболее опасный определяется по произведению корня из молекулярной массы на давление насыщенных паров при расчетной температуре. Другими словами, наиболее опасен тот компонент, у которого интенсивность испарения выше.

  131. Ирина:

    Уважаемый admin!

    Спасибо Вам за подсказку, смогла выцарапать MSDS на краски этой компании с сайта даташитов!))

    Наверное, это глупый вопрос, но скажите, пожалуйста, когда мы считаем по самому опасному компоненту, то ведь принимаем в расчёте, как будто он составляет ВСЮ массу летучих веществ, да? Или нужно считать только по его доле в этой массе летучих веществ?

    [Ответить]

    admin

    Да, считаем так, что весь растворитель в краске полностью состоит из наиболее опасного компонента. Следует отметить, что это допустимо по методологии СП 12.13130.2009, т.е. с неким запасом безопасности. В реальности интенсивность испарения будет определяться по другому.

    [Ответить]

    Ирина

    Спасибо Вам за ответы. =)

    [Ответить]

  132. Ирина:

    Уважаемый админ,

    ух... Подскажите, пожалуйста, может ли получится категория А в помещении 20 м2 и строго поддерживаемой комнатной температурой без вентиляции, где используется всего-то 0,7 л бензина? У меня избыточное давление взрыва по упрощённой формуле для бензина из Пособия выходит аж 9,5 кПа!

    Технические данные для бензина я взяла из Интернета.

    Правда, массу паров ЛВЖ взяла как массу имеющегося бензина (т.к. через константы Антуана масса выходит больше имеющейся).

    Такой расчёт может быть корректным, если ЛВЖ у меня меньше литра даже?

    [Ответить]

    admin

    Почему бы и нет, я же не могу Ваши расчеты проверить. А почему расчет, если он выполнен по СП 12.13130, не может быть корректным?

    [Ответить]

    Ирина

    Ну, я не уверена как раз за взятые данные — например, молярную массу в 92,3 кг/кмоль для АИ-93 «З». Хотя, с другой стороны, это укладывается в среднюю для бензинов цифру.

    Если Вы не сочтёте за труд посмотреть мой расчёт, уважаемый админ, я могу его скопировать сюда.

    [Ответить]

    admin

    Эти же данные есть в Пособии и еще в нескольких документах. Кидайте, по мере возможности посмотрю.

    Игорь

    Внимательно прочитайте Пункт А.2.7 Интенсивность испарения определяется по справочным и экспериментальным данным. — Берите экспериментальные данные по бензину МИСИ автор Никитин Пчелинцев В.А. и тогда будет более точный расчёт Избыточного давления взрыва.

    ,

    [Ответить]

  133. Ирина:

    Ой. Действительно, есть и совпадают, точно... Вот расчёт:

    Расчет избыточного давления взрыва для ЛВЖ (бензин)

    Для бензина АИ-93 зимнего избыточное давление взрыва P, кПа, в соответствии с п.10 НПБ 105-03 при значении коэффициента Z=0,3 (ЛВЖ и ГЖ, нагретые до температуры вспышки и выше) может быть определено по следующей формуле:

    P = 3,936*103*m/(Vсв* ρп),

    где m – масса паров ЛВЖ, поступивших в помещение, кг;

    Vсв — свободный объем помещения, принимаемый 80% от всего объёма помещения, равный 52,8 м3;

    ρп — плотность пара ЛВЖ при расчетной температуре, кг/м3.

    Плотность ρп определяется по формуле:

    ρп = M / Vo (1 + 0.00367 * tр), кг/м3,

    где М — молярная масса, равная 95,3 кг/кмоль;

    Vo — мольный объем, равный 22,413 м3/кмоль;

    tp — расчетная температура воздуха, равная 25 oC.

    После подстановки имеющихся значений имеем:

    ρп = 3,89466142350427 кг/м3.

    Расчет массы паров жидкости осуществляется по формуле:

    m = W * Fи * T

    где W = 10-6 * η *Pн* М0,5- интенсивность испарения, кг/(с*м2);

    η — коэффициент, зависящий от скорости воздушного потока (табл. 3 НПБ 105-03), η =1;

    Pн — давление насыщенного пара, кПа;

    М — молярная масса, равная 95,3 кг/кмоль;

    Fи — площадь испарения, вычисляемая из п. А.1.2 СП12.13130.2009 (для ЛВЖ 1 л на 1 м2), равна 0,7 м2;

    T — продолжительность испарения жидкости, принимаемая не более 3600 сек.

    Расчет давления насыщенного пара жидкости осуществляется по формуле:

    Pн = 10 (A — (B / (C + tp),

    где A, B, C — константы Антуана, для бензина АИ-93 зимнего равные: А= 4,2651, B= 695,01, C= 223,22;

    tp — расчетная температура воздуха, равная 25 oC.

    После подстановки имеющихся значений имеем:

    Pн = 29,1826127476947 кПа.

    После подстановки имеющихся значений имеем массы паров ЛВЖ:

    m = 0,717911918205286 кг.

    Так как масса имеющегося бензина mб = V*ρ = 0,0007*710 = 0,497 кг меньше расчётной, то за массу паров ЛВЖ принимается масса бензина, m = 0,497 кг;

    Избыточное давление взрыва в помещении составляет:

    P = 3,936*103*0,497/(52,8*3,89) = 9,51 кПа

    [Ответить]

    admin

    А коэффициент участия горючего во взрыве в данном случае разве будет равен 0,3? Вы это проверяли? Что-то мне подсказывает, что возможно применение Приложения Д СП 12.13130.2009. Мало ли, может Z меньше 0,3 получится...

    [Ответить]

    Ирина

    Ну, в СП же указано, что коэффициент Z для ЛВЖ, нагретой до температуры вспышки и выше, равен 0,3... А у бензина А-93 «З» эта температура составляет -37 С, тогда как в помещении у меня +25 С. А Приложение Д — для ненагретых ЛВЖ((

    Поэтому так и взяла 0,3 (

    Хотя — сейчас проверила, условие расчёта ССР < 0,5*СНКПР выполняется, но в итоге X всё равно равен 1, исходя из неравенства концентраций, и Z, соответственно, равен 0,3.

    [Ответить]

    admin

    Для ненагретых выше температуры окружающей среды!

    Ну что ж, категория А так и остается.

  134. Лена:

    Добрый день! в существующем здании класса Ф 4.3. планируется организация склада ЛВЖ (этиловый спирт, лаки, краски) хранение ЛВЖ в пластмассовой таре. Спирт хранится в канистрах из полиэтилена высокой плотности низкого давления (HDPE), объём каждой 5 л. Лаки и краски аналогично. общий объем хранения каждого наименования по 100 л. Помещение для размещения 12 кв.м. высота потолка 3,5 м. планируется приобрести шкафы для хранения жидкостей класса огнеупорности 90 мин. Можно ли рассматривать шкаф при расчете категории как отдельное помещение? какие компенсирующие мероприятьия необходимо предусмотреть, чтобы уйти от категории А? заранее спасибо за ответ!

    [Ответить]

    admin

    Доброго времени!

    Шкафы обычно принимаются за оборудование, а не за отдельное помещение. В этой ситуации с указанными данными скорее всего будет категория А, но все же расчетом нужно подтверждать. Думаю, что хранение в более мелкой таре спасло бы ситуацию.

    [Ответить]

    Лена

    Спасибо за консультацию! правильно ли я понимаю Вашу фразу про хранение в более мелкой таре, то есть не важно количество емкостей, если они малого объема?

    [Ответить]

    admin

    Все верно. Расчет берется на одну емкость (аппарат). В Вашем случае нужно принимать в качестве аварийного сценария разгерметизацию одной бутылки с ЛВЖ. Если категория А не выйдет, то при расчете на категорию В1-В4 количество емкостей как раз повлияет.

    Лена

    Благодарю за оперативность!!

    [Ответить]

  135. Сергей:

    Добрый день. Подскажите, а если помещение площадью 800м.кв и в помещении имеется емкость (пробирка) с бензином 0,1л, то все равно нужно считать категорию А по всем формулам? Может есть какая-нибудь упрощенная формула?

    [Ответить]

    admin

    Сергей, доброго времени!

    Если хотите упростить задачу, то можете принять, что весь бензин, объемом 0,1 л перейдет в объем помещения и сразу считайте избыточное давление взрыва по формуле А.2.2.

    [Ответить]

  136. Роман:

    Добрый день!

    Подскажите как считать категорию (А, Б, В1-В4) помещения , где хранятся краска НЦ (эмаль НЦ-132П) и растворитель (Растворитель марки 646), если для известны только, температура вспышки и процентное соотношение элементов, входящих в эмаль и растворитель.

    [Ответить]

    admin

    Доброго времени! А какие именно сложности в расчете? По-моему данных предостаточно.

    [Ответить]

  137. Сан-Саныч:

    Добрый день. Вы не могли бы привести пример расчета категории для окрасочного цеха и определения класса по ПУЭ.

    Достался проект цех покраски, предыдущим проектировщиком без расчета было принято:

    Категория В3

    Класс по ПУЭ — В-Ia

    Я новичок в этом деле хочу научится правильно считать и отвечать за свои слова. Прошу помочь разобраться. Может вы укажите алгоритм как связаны между собой категории и класс по ПУЭ. А то сплошная путаница.

    [Ответить]

    admin

    Доброго времени!

    А что в покрасочном цехе такого особенного, чтобы его отдельно от категории А рассматривать? Насчет примера, спасибо за идею, может появится в будущем. На данном этапе готов на какие-либо конкретные вопросы ответить. Категория и класс по ПУЭ напрямую никак не связаны.

    [Ответить]

  138. Ирина:

    Здравствуйте, вопрос такой: кто-нибудь когда-нибудь сталкивался с необходимостью посчитать категорию взрывопожароопасности помещений с емкостями, наполненными полиолом и изоцианатом? Подозреваю, сначала необходимо просчитать на ктегорию А. Где можно найти все необходимые для расчета характеристики этих веществ?

    Спасибо!!!

    [Ответить]

    admin

    Доброго времени!

    Полиолы и изоцианаты — это группы органических веществ, сотни или даже тысячи наименований. Верно мыслите, вначале проверка на категорию А, потом на Б и так далее. Нужно для начала знать конкретное название вещества, а уже потом искать его показатели пожарной опасности.

    [Ответить]

  139. Роман:

    Здравствуйте . спасибо за такой замечательный блог.

    Подскажите пожалуйста m=pV=792*0.01 почему V в этой формуле равно 0.01 ?

    [Ответить]

    admin

    Доброго! Вам спасибо за вопрос и интерес к блогу.

    0,01 — это 0,01 м.куб., или 10 л.

    [Ответить]

    Роман

    Спасибо )

    [Ответить]

  140. Ирина:

    Здравствуйте, подскажите плотность полиола C8H13O4N3.

    Спасибо!

    [Ответить]

    admin

    Доброго времени! У себя такой информации не нашел. А для чего плотность нужна? Может известна марка полиола? Можно либо в ТУ, либо в MSDS найти, либо поделить массу нетто на объем емкости.

    [Ответить]

    Ирина

    Здравствуйте!

    Где можно найти нижний концентрационный предел полиола С8Н13О4N3? Нужно для расчета категории взрывопожароопасности помещения

    [Ответить]

    admin

    Доброго времени!

    По-моему Вы уже спрашивали что-то про полиол... Зачем НКПР, если полиол — это горючая жидкость? Он точно нужен?

  141. Кэтрин:

    Здравствуйте!

    К какой категории отнести, если избыточное давление взрыва не превышает 5кПа?

    [Ответить]

    admin

    Доброго времени! Категория определяется путем последовательной проверки. Если не категории А или Б, то переходите к проверке на В1-В4.

    [Ответить]

  142. Вячеслав:

    Доброго времени суток! Много раз встречал расчет на категорию «А», а вот расчет на категорию «Б» ни разу не видел, не могли бы Вы объяснить в чем разница и как вести такой расчет?

    [Ответить]

    admin

    Доброго времени! Вся разница написана в СП 12.13130.2009, как вести тоже, в чем суть вопроса?

    [Ответить]

  143. Александр:

    По какому нормативному документу производится расчёт зон разрушения и вероятность поражения человека шарового газгольдера, из за превышения давления и железнодорожной цистерны из за попадания молнии?

    [Ответить]

    admin

    Методы расчета есть в нескольких документах, например в Методике по расчету пожарного риска для производственных объектов (Приложение к приказу МЧС России №404 от 10.07.2009).

    [Ответить]

  144. Ирина:

    Добрый день!

    Уважаемый админ, подскажите, пожалуйста, константы уравнения Антуана для температуры 25 C (трет-бутанол). Увы, никак не могу их найти для этой температуры, нашла только от 312,66 до 355,56 K

    Если температура вспышки выше расчётной, то ведь расчёт на категорию А для таких веществ не требуется, правильно?

    [Ответить]

    admin

    Доброго времени!

    Для трет-бутанола 25 градусов Цельсия — температура плавления. Если это расчетная температура — то расчет на категорию А не проводится.

    [Ответить]

    Ирина

    Благодарю за ответ.

    Подскажите ещё, пожалуйста, в нескольких вопросах.

    1) на этом же складе имеется также перманганат калия (в виде порошка) и хлорная кислота с высокой концентрацией в стеклянных ёмкостях, которые могут разбиться. Как с этим быть и возможно ли вообще тут произвести какой-то расчёт на категорию А?

    2) правомерен ли расчёт только самых опасных ЛВЖ на складе или нужно считать по каждой ЛВЖ с температурой вспышки ниже расчётной?

    [Ответить]

    admin

    1) а реакция разве со взрывом происходит? Нужно уточнить. Если да, то расчет на категорию А, если нет — то В, пожарная нагрузка считается по теплоте реакции.

    2) из ЛВЖ можно выбрать самую опасную по т.н. «комплексному показателю» (назван так Г.Т. Земским в своих публикациях). Это произведение корня из молекулярной массы на давление паров и на теплоту сгорания (а также на коэффициент, учитывающий температуру и подвижность среды). Также необходимо учитывать объем тары и прочие условия, ведь более опасной ЛВЖ может быть потенциально меньше, нежели менее опасной.

  145. Ирина:

    1) Да, там возможна реакция со взрывом, но только если марганцовка смешается с определёнными веществами, а не сама по себе. Всё дело, как я понимаю, в условиях хранения.

    Хлорная кислота, по идее, тоже может взорваться в высокой или 100% концентрации.

    Проблема в том, что нужных данных на эти вещества для расчёта практически не найти, а если считать стехиометрическую концентрацию, то у обоих она отрицательной выходит.

    2) Понятно, спасибо. Фактически, это недалеко от полного расчёта))

    [Ответить]

    admin

    1) Ну так о чем и речь, нужно знать что в какой концентрации и какая реакция может протекать при соединении тех или иных веществ.

    Какие данные найти не можете? Если потратить некоторое время, то много чего можно найти, уж по химии точно. Не нужно считать стехиометрическую реакцию, в СП 12.13130.2009 расписано, как нужно давление взрыва считать.

    Нужно записать уравнение химической реакции, взять теплоты образования и получить тепловой эффект реакции (условно «теплота сгорания»). Все просто.

    2) Для удобства можно все в экселе делать, например... Предварительно подсчитать хотя бы.

    [Ответить]

    Ирина

    Спасибо, попробую.

    У меня последний вопрос, уважаемый админ. Можно ли использовать для расчёта сокращённые формулы, приведённые в п.3 НПБ 105-95 для ацетона, толуола, гексана или нет?

    [Ответить]

    admin

    Надеюсь, что не последний! Можно, почему же нет, те же формулы и в Пособии к СП 12.13130.2009.

    Ирина

    Вы правы, действительно не последний)))

    Я всё-таки на всякий случай рассчитала на все ЛВЖ, но у всех с учётом вентиляции получилось меньше 5 кПа.

    Подскажите, пожалуйста, теперь для категории В мне брать абсолютно все вещества в полном объёме? Просто это как-то немного абсурдным кажется: на взрыв считать, что упадёт только 1 стеклянная банка в случае каждой из ЛВЖ, а для категории В брать абсолютно всё (ведь если предположить, что оно начнёт гореть, то там всё и взорвётся вместе со всем зданием, не то что помещением...)

    [Ответить]

    admin

    Да, все вещества нужно брать в учет при расчете категории В.

    Не обязательно одна банка, если в паллетах, то несколько бутылок может разбиться. Погрузчик может вилами сразу несколько емкостей разрушить...

    СП 12.13130.2009 не рассматривает взрывы, вызванные пожаром, только тепловой эффект от сгорания пожарной нагрузки, как бы это ни происходило.

    Ирина

    Нет, там нет паллет и погрузчика, относительно маленький склад, обслуживающий пару лабораторий, всё стоит открыто на металлических стеллажах.

    Спасибо Вам за этот блог, за все ответы и консультации! Словами не описать эту замечательную поддержку, которую Вы даёте.

    admin

    Не за что! Будут вопросы — спрашивайте, постараюсь помочь.

  146. Борис:

    Добрый день.Требуется ли устанавливать резервный вентилятор на аварийную вентиляцию для удаления взрывоопасной концентрации изобутана.На общеобменную вентиляцию понятно требуется,т.к. ресурс вентилятора в процессе эксплуатации уменьшается,но зачем резервный вентилятор для аварийной вентиляции?И хотелось бы ещё раз уточнить такой вопрос, если концентрация вещества в помещении меньше нижнего концентрационного предела,то может ли произойти взрыв.Понятно,что конценрация вещества в помещении неоднородна,но если у меня средняя конценрация гораздо меньше НКПР,то будет ли взрыв или как посчитать наибольшую концентракцию?Примечание избыточное давление получается больше 5кПа

    [Ответить]

    admin

    Доброго времени! Насчет требований по Вашему объекту подсказать не могу, т.к. не владею полной информацией. Но если хотите учитывать аварийную вентиляцию при расчете категории, то резервные вентиляторы нужны, к тому же у них должно быть электроснабжение по первой категории надежности.

    Правильно, концентрация в помещении будет неоднородна, если средняя (важно понимать, что средняя по всему объему помещения!) концентрация ниже НКПР, то в облаке она может лежать в пределах от НКПР до ВКПР. Если средняя концентрация меньше 0,5 НКПР, то можно определить Z по приложению Д к СП 12.13130.2009. Максимальное давление взрыва нужно брать по справочнику, а не по умолчанию (900 кПа).

    [Ответить]

    Борис

    В «СП 60 отопление и вентиляция» про резервирование на аварийную вентиляцию ничего не сказано,только про общеобменную(на дымоудаление резерв не делаем же хотя система такая же аварийная).Опять же не совсем понятно про концентрацию,если мы сделали аврийную вентиляцию, то зоны(облака) всё равно могут же быть в помещении(в местах испарения или выброса) смысл тогда делать вентиляцию,по усреднёнки да убираем избыточное количество вещества,а как тут?И ещё подскажите, как в программе Firecategories задать массу взрывоопасного вещества,программа считает как-то укруппнённо,а у меня очень маленькое кол-во газа(изобутана) в помещении 1,5×1,5×3м

    [Ответить]

    admin

    Ну так если не хотите делать резервирование, то можете не делать, тем более СП 60 допускает такое. Но! Будьте добры предусмотреть все как для категории А по взрывопожарной опасности. В нормах нет требований по резервированию, просто СП 12.13130.2009 позволяет учесть аварийную вентиляцию при уходе от категории А, вот и все. Дымоудаление в принципе и так много чем дублируется как система противопожарной защиты, но это уже другая тема...

    Тут не совсем согласен, когда есть движение среды в помещении, размеры облака, точнее того объема где концентрация от НКПР до ВКПР будет существенно ниже, на мой взгляд, нежели когда над зеркалом пролива в течение расчетного часа будет происходить испарение (ну или истечение газа из точечного источника). К тому же часть вещества, как Вы правильно заметили, удаляется из объема помещения. Не могу не спросить: газ подается по трубопроводу? Может у Вас оборудование, а не помещение...

    Про Firecategories не совсем понял вопроса, что значит укрупненно?

  147. Борис:

    Испытательная термокамера камера 1,5×1,5×3м в ней испытывают оборудование из которого может выделится изобутан 150г максимум. Может ли произоити взрыв при аварии от такого количество?По расчёту концентрация не превышает НКПР,а избыточное давление выше 5кПа следовательно категория должна быть Б,т.е. взрыв возможен.Я делаю аварийную вентиляцию,чтобы уйти от вероятности взрыва.Но заказчик говорит не ставить резервный вентилятор следовательно категория Б остаётся, а следовательно и вероятность взрыва правильно я понимаю?

    В программе нельзя задать величину выделяющегося газа можно только размр оборудования и программа берёт величину выделяющегося газа от объёма оборудования.

    [Ответить]

  148. инус:

    Возможен ли взрыв в помещении объемом Vп, м3, если при Т=293 К в нем полностью испарилась разлитая легковоспламеняющаяся жидкость объемом Vж ? (Считать пары ЛВЖ идеальным газом).

    Исходные данные для расчета:Рж=880 Vж=15 М=78 Мж = 13200 pn-? Концентрационные пределы воспламенения паров ЛВЖ 1,43 – 9,5

    [Ответить]

  149. Светлана:

    добрый день. емкость подземная для сбора жидкости из моечной нефтяной химической лаборатории. Предполагается,что туда не будут сливаться химические реагенты и нефть. Только будет мыться загрязненная нефтью и химическими реагентами посуда. как в данном случае считать категорию? Как от зеркала? и возможно ли снизить категорию до Д?

    [Ответить]

  150. Тимур:

    Добрый день!

    Вопрос такой: если на складе хранится ЛВЖ, но температура вспышки выше 28 градусов, надо ли делать проверочный расчет на категорию А?

    [Ответить]

    admin

    Добрый!

    Нет, не нужно. Расчет следует проводить на принадлежность помещения к категории Б по взрывопожарной опасности. С точки зрения математики, те же самые расчеты, что и для категории А.

    [Ответить]

  151. Андрей:

    Здравствуйте. Прошу помочь.

    Мне необходимо предварительно рассчитать категорию помещения, и если возможно вывести помещение из под категории Б изменением геометрических помещений, применением вентиляции или прочего.

    Дано: Бак дизельного топлива «З» на 12 м в кубе,

    помещение 5,4м на 9,1 с неизвесной пока высотой (пусть будет 3м).

    Когда СП12 кидает расчет на формулу А.11: m=mp+mемк+mсв.окр

    При этом каждое из слагаемых в формуле (А.11) определяется по формуле

    m=WFиT, (А.12)

    становится все непонятно,

    интенсивность испарения и длительность испарения ладно для расчета массы понятно,

    но площадь для рассчета этих масс как считать?

    По полной площади помещения я пока взял,

    А вот как согласно СП посчитать?

    ЧТо такое площадь жидкости, испарившейся с поверхности розлива,

    Площадь жидкости испарившейся с поверхности открытых емкостей?

    Площадь жидкости, испарившейся с поверхностей, на которые нанесен применяемый состав?

    [Ответить]

Оставить свой комментарий

Подписка на блог
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ E-MAIL:

Поиск
Наши партнеры
Вверх
© 2024    Копирование материалов запрещено