Категория пожарной опасности автостоянки

категория автостоянки по пожарной опасностиВ данной статье на основе нескольких примеров мы поговорим о том, как рассчитывается категория пожарной опасности автостоянки.

Данный вопрос, на мой взгляд, является одним из острых вопросов при проектировании помещений для хранения автомобилей: автостоянок, автомобильных паркингов, гаражей.

Для начала следует ответить на вопрос: «А нужно ли определять категорию пожарной опасности автостоянки или гаража?».

Ответ однозначный – да, нужно. Если посмотреть в Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (ФЗ №123), то в статье 32 есть для автостоянок четкая классификация – класс функциональной пожарной опасности Ф 5.2, как для складских помещений.

Т.е. категорию пожароопасности для автостоянки нужно определять однозначно, и единственным документом, по которому следует проводить расчет категории пожарной опасности стоянки или гаража, является СП 12.13130.2009.

В соответствии с п. 5.2 СП 12.13130.2009 категорию по взрывопожарной и пожарной опасности следует определять последовательной проверкой от наиболее опасной категории (А) к наименее опасной (Д).

В связи с этим, расчет категории гаражей и автостоянок с автомобилями на газообразном (пропан) и жидком топливе (бензин, дизельное топливо) следует начинать с категории А по взрывопожарной опасности. Хотя многие инженеры и проектировщики на этот счет грешат и сразу ставят категорию В по пожарной опасности, что является недопустимым и неправильным.

Итак, мы решили, что определять категорию пожарной опасности автостоянки нужно, переходим к самим расчетам.

Пример расчета категории пожарной опасности автостоянки №1.

Подземная автостоянка на 90 машиномест, рассчитанная на временную стоянку легковых автомобилей. Проектом не определен вид топлива, которое будет использоваться в автомобилях. Это в принципе и предусмотреть невозможно, не будет же потом на стоянке стоять охранник и проверять каждую заезжающую машину!

Размеры автостоянки 36×72 м, высота 4 м,  кратность воздухообмена в помещении автостоянки составляет 5 ч-1.

Поскольку конкретные марки автомобилей, вид топлива заранее узнать невозможно, начинаем проведение расчета с категории А по взрывопожарной опасности, т.е. в качестве топлива принимаем СУГ (пропан).

Наиболее часто в легковые автомобили устанавливают газовые баллоны, объемом 50 л. Поскольку газовые баллоны в соответствии с требованиями безопасности заправляют не более чем на 80%, то в качестве расчетного объема берем 40 л.

При расчете принимается, что вся масса газа, находящаяся в топливной системе автомобиля поступит в помещение автостоянки.

Плотность жидкой фазы пропана принимается равной 510 кг/м3 [ищем в справочниках, я брал отсюда – Plant Engineer’s Reference Book. Dennis A. Snow. Elsevier, 2002], расчетная температура равна 25°С.

Суммарная масса газа, вышедшая в помещение, составит:

m=ρV=510·0,04=20,4 кг.

Свободный объем помещения принимается равным 80% от объема помещения:

Vсв=0,8·36·72·4=8294,4 м3.

Плотность паров пропана при расчетной температуре:

плотность паров пропана
Средняя концентрация пропана в помещении стоянки составит:

средняя концентрация пропана
Поскольку концентрация пропана меньше половины НКПР (НКПР пропана в воздухе равен 2,3% по объему), то возможно применение Приложения Д СП 12.13130.2009 по расчетному определению коэффициента участия горючего во взрыве.

Однако, проверим, превысит ли избыточное давление взрыва в случае, если коэффициент участия горючего во взрыве принять равным максимальному значению – 0,5.

избыточное давление взрыва пропана
Поскольку избыточное давление взрыва не превышает 5 кПа, то помещение автостоянки не будет относиться к категории А по взрывопожарной опасности.
Данный вывод получается при условии, что объем газового баллона не превышает 50 л.
Произведем расчет в случае размещения на автостоянке автомобилей на жидком топливе – бензине.

Пример расчета категории пожароопасности автостоянки №2.

Объем топливного бака автомобиля принимаем равным 60 л, степень заполнения 95%.
Площадь пролива составит:

F=0,95·1·60=57 м2.

Для расчета интенсивности испарения бензина в качестве справочных данных можно воспользоваться данными по бензину АИ-93 из пособия к НПБ 105-95.

В помещении автостоянки всегда работает общеобменная вентиляция, работу которой необходимо учитывать в расчете при определении интенсивности испарения.
Скорость воздушного потока составит:

По таблице А.2 СП 12.13130.2009 находим значение коэффициента η для скорости воздушного потока в помещении стоянки 0,1 м/с и температуры воздуха 25°С равное 2,4.
Т.е. при данных условиях бензин будет испаряться почти в два с половиной раза быстрее.
Интенсивность испарения W составит:

Масса паров, поступивших в помещение, составит:

Проверим, не превышает ли расчетная масса бензина общей массы, содержащейся в бензобаке. Плотность бензина принимается по ГОСТ Р 51105-97 равной 780 кг/м3.

m=ρV=780·0,057=44,46 кг

Поскольку реальная масса бензина в бензобаке меньше расчетной, то берем последнюю величину за основу.
Бензин представляет собой смесь углеводородов, а не индивидуальное вещество, поэтому при расчете избыточного давления взрыва следует применять формулу А.4, а не А.1 СП 12.13130.2009.


Поскольку избыточное давление взрыва более 5 кПа, то помещение следует относить к категории А по взрывопожарной опасности.

В соответствии с п. А.2.3 СП 12.13130.2009 допускается учитывать работу аварийной или общеобменной вентиляции. В нашем случае стоянка автомобилей оборудована общеобменной вентиляцией.

Проведем расчет при условии размещения дополнительных (резервных), которые будут запускаться при остановке основных, электроснабжение данных вентиляторов необходимо осуществлять по 1-ой категории надежности (см. ПУЭ).

Как сказано ранее, кратность воздухообмена в помещении автостоянки составляет 5 ч-1.

В соответствии с п. А.2.3 количество паров бензина в помещении можно уменьшить на величину, равную:

где А – кратность, T – время поступления горючего вещества в помещение.

Определим последнюю величину.

Время полного испарения бензина составит:

Коэффициент К равен:

Т.е. общая масса паров бензина находящаяся в момент взрыва в помещении автостоянки за счет работы общеобменной вентиляции, оснащенной резервными вентиляторами и электроснабжением по 1-ой категории, может быть снижена в 2,7 раза!

Следовательно, и избыточное давление взрыва также снизится в 2,7 раза и составит 2,45 кПа, т.е. менее 5 кПа.

Таким образом, категория автостоянки по взрывопожарной и пожарной опасности уже не А, стоянку можно отнести к категории В1-В4 по соответствующему расчету.

Пример расчета категории автостоянки по пожарной опасности №3.

Произведем расчет категории автостоянки по пожароопасности в случае, если она будет относиться к категории В1-В4 по пожарной опасности. Данный расчет применим для любого помещения хранения автомобилей, в том числе для гаража.

Для этого нам необходимо знать массу каждого горючего материала, входящего в состав автомобиля.

Такие данные, перерыв немало литературы, мне найти не удалось, поэтому предлагаю поступить по-другому. Известно, что доля горючих материалов от общей массы автомобиля составляет порядка 10%. Теплоту сгорания автомобильных материалов можно принять по базе типовой пожарной нагрузки (31,7 МДж/кг).

Еще раз оговорюсь, что заведомо знать, какие автомобили будут размещены на автостоянке, невозможно. Но, как показывает практика, можно ограничиться массой автомобиля в 3500 кг, что, кстати, является граничным значением при отнесении автомобиля к легковому, а также довольно большим запасом. К примеру, масса большинства легковых автомобилей составляет в пределах 1500 кг, крупных внедорожников в районе 2500 кг.

Итак, пожарная нагрузка автомобиля при принятых условиях составит:

Q=m·H=350·31,7=11095 МДж.

Теперь нужно определить площадь размещения пожарной нагрузки. Она будет равна площади автомобиля в горизонтальной проекции. Условно можно принять ее равной площади прямоугольника, образованного двумя размерами: длиной и шириной единицы автотранспорта.

Как правило, эта площадь не превышает 10 м2, но иногда немного превышает ее. Однако, в случае, когда площадь автомобиля не превышает 10 м2, ее нужно брать равной 10 м2, в противном случае следует принять наименьшее значение (опять же 10 м2), как наиболее худший вариант.

Удельная пожарная нагрузка составит:

q=Q/S=11095/10=1109,5 МДж/м2.

Помещение с данной удельной пожарной нагрузкой может быть отнесено к категории В3 по пожарной опасности. Необходимо проверить неравенство. В этом случае нам понадобится третий геометрический размер автомобиля – его высота. Высоту можно принять с достаточным запасом равной 2,5 м.

Как указано ранее, высота помещения составляет 4 м, с учетом этого, неравенство принимает вид:

11095≥0,64·1400·1,52=2016

Т.к. условие выполняется (пожарная нагрузка превышает предельно допустимую), то помещение стоянки следует отнести к категории В2 по пожарной опасности.

Итак, помещение стоянки относится к категории В2 по пожарной опасности.

В данной статье мы рассмотрели, как определяется категория пожарной опасности автостоянки.

Подписывайтесь на статьи моего блога, чтобы не пропустить последние новости.

Напоследок интересное видео о том, как пожар распространяется на стоянке автомобилей.

К записи "Категория пожарной опасности автостоянки" 114 комментария
  1. Ping:

    Спасибо за примеры. Очень наглядно. А гараж, в котором будет просто ремонтироваться авто, без возможности постоянного отстоя тоже следует на взрывоопасность проверять? Или это по типу автомоек можно сразу к пониженной категории относить?

    [Ответить]

  2. admin:

    Ping, Вам спасибо за отзыв!

    Для автосервисов, станций техобслуживания автомобилей подход тот же (класс функциональной пожарной опасности Ф5.1). Для помещений помывки автомобилей (автомоек) также нужно проводить расчеты по определению категории.

    С этим ничего не поделаешь, таков порядок, предписанный нормативными документами.

    В качестве компенсирующих мероприятий для автосервиса можно написать слив бензина из топливных баков перед тем, как загнать автомобиль на ремонт.

    С газом, если честно, пока не знаю как такое можно осуществить на практике.

    Более того, написать в проекте можно много чего, только вот будет ли это потом выполняться в реальности?

    [Ответить]

  3. Andrew-t34:

    А как быть с дизельными машинами. И свободным розливом ДТ по полу.

    [Ответить]

  4. admin:

    Andrew-t34,

    Если расчетная температура ниже температуры вспышки дизельного топлива, то сразу переходим к расчету категории В1-В4 по пожарной опасности.

    В противном случае расчет ведем на категорию Б по взрывопожарной опасности.

    [Ответить]

  5. Andrew-t34:

    Расчетная температура — это максимальная плюсовая либо отрицательная температура окружающей среды. Я правильно понял?

    [Ответить]

  6. Andrew-t34:

    И в каком документе можно посмотреть эту температуру для определенных регионов.

    [Ответить]

  7. admin:

    В качестве расчетной берется максимальная плюсовая, а если она неизвестна, то принимается равной 61 град.

    Температуру по регионам можно взять из СНиП 23-01-99.

    [Ответить]

  8. Andrew-t34:

    Большое спасибо!. Замечательный блог. Многие мелочи уточнил только здесь. Но вопросы еще будут, наверно.

    [Ответить]

  9. admin:

    Спасибо!

    Если будут вопросы, пишите, с удовольствием отвечу.

    [Ответить]

  10. Sergej:

    Подскажите, к какой категории по пожароопасности нужно отнести надземную многоярусную (9 ярусов, высота 25 м) автостоянку, при условии что ¾ наружных стен выполнено жалюзийными решетками, ¼ из кирпича.

    Проектировщик определил категорию здания как Вн (???) правильно ли это? и соответственно АПС здание не оборудует...

    [Ответить]

  11. admin:

    Сергей,

    если проектировщик определил категорию как Вн, то он посчитал, что автостоянка — это наружная установка, что неверно, на мой взгляд.

    Категорию пожарной опасности автостоянки нужно подтверждать расчетом.

    Нужно вести расчет на категорию А или Б, а если помещение по расчету не будет относиться к указанным категориям, то переходим к расчету категории В.

    [Ответить]

  12. nata:

    Подскажите, если в помещении поста То имеется смотровая яма, то считать на взрыв необходимо на объем помещения поста + объем смотровой ямы? Спасибо

    [Ответить]

  13. admin:

    Все верно, считается суммарный объем.

    [Ответить]

  14. nata:

    Сейчас считаю категорию склада запчастей. Подскажите, пожалуйста, какую пожарную нагрузку и сколько можно показать. если заказчик говорит, что ни шин, ни промасленной упаковки не будет.

    [Ответить]

  15. admin:

    Упаковка в любом случае будет — гофрокартон, древесина, полиэтилен и т.п.

    Запчасти некоторые тоже состоят из горючих материалов.

    Стеллажи из чего сделаны будут? Если из древесины, то тоже надо учитывать.

    [Ответить]

  16. Ilya:

    А разве если в помещении гаража под каждым машиноместом имеется смотровая яма, в качестве площади разлива берется не площадь смотровой ямы?

    [Ответить]

  17. admin:

    Да, берется площадь смотровой ямы, если полы выполнены так, что все топливо потечет именно в нее.

    [Ответить]

  18. Ринад:

    Замечательно!

    Спасибо за доступное и подробное изложение.

    [Ответить]

  19. Aleksa:

    Подскажите,пожалуйста, в автосалоне помещение выдачи автомобиля надо ли категорировать? Данное помещение не относится к складским и производственным помещениям, но при этом там будет находиться машина с полным баком бензина. Сама помещение представляет собой комнату 45м2 с воротами.

    [Ответить]

  20. admin:

    Категорированию подлежат помещения класса Ф5 функциональной пожарной опасности: складские, производственные и сельскохозяйственные. Если помещение не относится к классу Ф5, то определение категории пожарной опасности не требуется.

    [Ответить]

  21. Константин:

    Здравстуйте, прочитал вашу статью. Мне она очень понравилась. Но у меня ряд вопросов.

    Также я прочитал пример из МДС 21-3.2001.

    1) Почему в том примере с автостоянкой в проверке условия: Q>= 0.64*gt*H^2.

    gt=270, а не 1400 и высота 3м, а не как у вас 4-2.5.???

    2) и вообще величина H от куда до куда берется ??? от пола?

    Спасибо заранее)))

    [Ответить]

  22. Константин:

    и вопрос №3

    Если у меня допустим 11 машин распологаются на площади 400м^2...

    мне формулу q=Q/S

    вычислять как q=Q*11/400 или Q/10.

    где Q-нагрузка одной машины

    Спасибо.

    [Ответить]

  23. admin:

    Спасибо, Константин!

    1) это ошибка, qt берется не расчетным значением, а постоянным для полученной категории пожарной опасности. Опечатка, перешедшая из НПБ 105.

    2) H берется от верхнего уровня размещения пожарной нагрузки до низа несущих конструкций перекрытия.

    3) Нужно брать автомобиль с минимальными размерами и наибольшей Q в нем. Ну, как правило у легковых авто площадь не более 10 м.кв., поэтому берем тот автомобиль, у которого сумма произведений теплоты сгорания материала на его массу будет максимальной. Если все автомобили идентичны, то можно провести расчет так, как Вы указали, но при этом в расчет берется не площадь участка, в котором расположены автомобили, а сумма всех площадей, занимаемых автомобилями.

    [Ответить]

  24. Никита:

    Скажите пожалуйста, какую площадь брать для грузовых автомобилей (например Камаз) — 10 м^2 или которую он занимает? Можно узнать откуда взята цифра 31,7 МДж/кг? Какой процент горючих материалов следует принимать для грузовых машин?

    [Ответить]

  25. admin:

    Для грузовых автомобилей, да и для любых автомобилей берется площадь 10 м.кв., если автомобиль занимает площадь меньшую либо равную 10 м.кв. В любом другом случае берете фактическую площадь.

    31,7 МДж/кг — взята из книги Кошмарова «Прогнозирование опасных факторов пожара в помещении» (для легковых автомобилей).

    Для грузовых слишком большой разброс может быть, поэтому нужно считать, горючих материалов может быть не так и много, подсчет не составит больших трудностей: колеса, узлы и агрегаты в моторном отсеке, отделка и сидения в салоне, топливо.

    Необходимо также учитывать и наличие самого груза, в зависимости от условий конкретной задачи.

    [Ответить]

  26. Никита:

    Спасибо.

    [Ответить]

  27. Елена:

    Подскажите, получается, что гаражный бокс на одну машину, даже с ямой, будет категории А. Как быть?

    [Ответить]

  28. admin:

    Не факт, но вполне по расчету гаражный бокс может оказаться категории А по взрывопожарной опасности. Как быть — вопрос решается в каждом конкретном случае по-разному.

    [Ответить]

  29. Анна:

    Здравствуйте. Подскажите, почему в примере расчета № 1 мы берем плотность жидкой фазы пропана? Какова плотность аргона и кислорода?

    Спасибо!

    [Ответить]

  30. admin:

    Анна,

    потому что в баллоне пропан находится в жидком состоянии.

    Плотность любого газа при любой температуре можно определить по формуле из СП 12.13130.2009, которая приведена в примере №1, когда определяется плотность паров пропана.

    Для этого нужно знать молярную массу газа. Для кислорода — 32, для аргона — 39,95. Ну и поисковики Вам в помощь!

    [Ответить]

  31. lee_leon:

    Добрый день уважаемый admin!

    Ответьте пожалуйста на вопросы по вашим примерам

    1. Почему в примере №1 Вы утверждаите, что баллоны наполняют газом на 80% (скажите источник) и 80% это по объему или по массе? У Вас указано по объему, но разве кроме жидкой фазы в объеме баллона не будет какое-то количество газа?

    В соответствии с ГОСТ 15860 «Баллоны стальные сварные для сжиженных углеводородных газов на давление до 1,6 МПа». Максимальное количество газа (пропана) в баллоне 21,2 кг. Возможно ли взять эту цифру для расчета?

    2. Как в случае с баллоном газа возможно применить ф.А.7 СП12 для вычисления объема газа, вышедшего из аппарата

    Vгаза = 0,01xPапxVап — получается очень мало газа выйдет из аппарата, разве не весь газ выйдет?

    Или эта формула справедлива не для сжиженных газов?

    3. Если при расчете на категорию А, давление получилось менее 5 кПа, то необходимо считать на категории В1-В4, то в таком случае учитывается масса газа в аппарате? Или учитываются только другие сгораемые вещества?

    Если газ в аппарате учитывать, то как быть с трубопроводами, какое количество газа надо будет учитывать при расчете на категорию В1-В4 — Может не в этой теме задал вопрос, но он очень важен для меня.

    [Ответить]

  32. admin:

    Итак, по порядку:

    1. 80% — это по объему. Газобаллонное оборудование автомобиля оборудуется отсекающим клапаном, предотвращающим его заполнение более 80%. Раньше было РД 03112194-1094-03, но какой документ действует сейчас, надо уточнить.

    Кроме жидкой есть и паровая фаза, но мы ей пренебрегаем ввиду того, что масса ее намного меньше массы жидкой фазы.

    21,2 кг для 30-литрового баллона как-то очень много, на мой взгляд. Элементарный расчет показывает, что столько туда не влезет. Кстати, на практике могут использоваться баллоны, объемом и до 80 л.

    2. Эта формула применима только для сжатых газов, непонятно, почему об этом в СП ничего не сказано.

    3. Хороший вопрос, думаю да. Цитата из таблицы 1 СП 12.13130.2009: «вещества и материалы, способные при взаимодействии с кислородом воздуха только гореть...»

    Вообще масса газа может быть определена по уравнению Менделеева-Клапейрона в общем случае без учета того, что он сжимаем. Но стоит ли делать это в данном случае? Масса газа в трубопроводах пренебрежимо мала по сравнению со всей массой пожарной нагрузки автомобиля и тепловой эффект, думаю, будет где-то «после запятой» находиться.

    [Ответить]

  33. lee_leon:

    Добрый день уважаемый admin!

    Спасибо за оперативные ответы и пояснения.

    по вопросу 1: 21,2 кг. я взял для 50 л. баллона из ГОСТ 15860, где конкретно указано максимально возможное количество пропана в баллоне.

    по вопросу 2: по ф.А.7 СП12 понятно, конечно следовало бы уточнить в СП12, что она неприменима для расчета объема газа в сжиженном состоянии

    по вопросу 3: В таблице 1 СП 12 в колонке характеристики материалов для категории В1-В3 не указаны горючие газы, а про другие вещества написано — «...вещества и материалы, способные при взаимо-действии с водой, кислородом воздуха или друг с другом ТОЛЬКО ГОРЕТЬ ...». А при аварии баллона с газом пропан взрыв возможен, только давление может быть < 5 кПа.

    То есть по методике не нужно брать в расчет пожарной нагрузки газ, жидкости, пыли с давлением взрыва в помещении менее 5 кПа для расчета на категорию В1-В3?

    Хотя при пожаре думаю и газ (выход струи газа из баллона) и пыль и ЛВЖ будет вносить свою лепту по воздействию на несущие конструкции.Поэтому не могу найти однозначного ответа на свой вопрос.

    [Ответить]

  34. admin:

    Приветствую!

    1. Да, первый раз ГОСТ смотрел, в нем была опечатка, вместо 50 — 30 л. Вполне адекватная цифра, на мой взгляд.

    2. Будем ждать, может какие-нибудь изменения будут в дальнейшем вносить.

    3. Из-за того, что формулировки в СП 12.13130.2009 не совсем внятные, приходится «играть словами». Горючий газ по логике — вещество, способное гореть в кислороде воздуха, причем взрыв (именно «химический», а не физический) — это всегда горение, только с другими скоростями.

    Вопрос спорный, но по логике учитывать нужно. Пример — склад с аэрозольными баллончиками, если их содержимое не учитывать, можно получить гораздо более низкую категорию, чем если их учесть. Согласны?

    Если есть серьезные сомнения, всегда можно обратиться во ВНИИПО с просьбой о разъяснении.

    [Ответить]

  35. Алекс:

    Если,в баллоне метан сжатый, то он набивается компрессором при давлении 200 атм.То есть номинальный обьем баллона умножь на 200 вот такое колич.

    Если СУГ, пропан-бутан,то он в фазе динамического равновесия «жидкая-паровая» не точно,от плотности зависит в одном литре жидкой-273 литра паровой.Умножь на литры в баллоне на 273 вот этот обьем и будет взрываться...

    [Ответить]

  36. Алекс:

    У нас был случай двухэтажный гараж на 4 грузовых бокса разлетелся на куски и 4 трупа от 3 х 80 литровых баллонов жидкой

    [Ответить]

  37. Игорь:

    Скажите пожалуйста в формуле расчета скорости воздушного потока 5 и 72 что это за цифры?

    [Ответить]

  38. admin:

    5 — кратность воздухообмена, в 1/ч,

    72 — наибольший линейный размер автостоянки, м.

    [Ответить]

  39. Илья:

    Объем топливного бака автомобиля принимаем равным 60 л, степень заполнения 95%.

    Площадь пролива составит:

    F=0,95·1·60=57 м2.

    Не понял почему 1 л. на квадратный метр принимаем.

    Если есть смотровая яма то бензин должен частично стекать туда?

    Кратность воздухообмена обмена по каким формулам определяется?

    Заранее спасибо.

    [Ответить]

  40. admin:

    Илья, 1 м.кв. принимаем по пункту А.1.2 г СП 12.13130.2009.

    Если смотровая яма есть (в автостоянках они не предусматриваются), то при условии уклона полов в сторону смотровой ямы принимается, что весь бензин утечет в смотровую яму.

    Кратность воздухообмена общеобменной или аварийной вентиляции определяется по соответствующим нормам на стадии проектирования. Можете уточнить, о какой вентиляции спрашиваете?

    [Ответить]

  41. Илья:

    «Можете уточнить, о какой вентиляции спрашиваете?»

    Там вентиляция естественная да и то через дверь когда заезжает либо выезжает тс.

    [Ответить]

  42. admin:

    Илья, посмотрите актуализированную редакцию СНиП 21-02-99, а именно СП 113.13330.2012.

    [Ответить]

  43. Игорь:

    Здравствуйте.Подскажите пожалуйста можно ли совмещать помещения ремонта двигателя(кат В4-площадь 31,04м2)и сварочный пост(категория Г-площадь 43,1м2)в одном помещение?

    [Ответить]

  44. admin:

    Игорь, добрый день!

    Не совсем понял вопроса. Если совместить два помещения с разными категориями будет одно помещение, категорию которого нужно вновь определять расчетом.

    [Ответить]

  45. Игорь:

    А можно ли их совмещать?В этом у меня был к вам вопрос.Сварочный пост-раскаленный метал,ремонт двигателя-ну какой то объем масла,может керосин или бензин для чистки,но все равно объемы маленький.

    [Ответить]

  46. admin:

    Игорь, добрый день!

    Посмотрите п. 6.2.12 СП 4.13130.2009.

    [Ответить]

  47. данил:

    А почему при расчете вы не учитываете моторное масло?

    [Ответить]

  48. admin:

    Моторные масла, как правило, имеют высокую температуру вспышки (в районе 200 град. Цельсия) и в нормальных условиях не нагреты до нее и тем более выше.

    Поэтому, нет смысла учитывать моторное масло при расчете категории А или Б помещения автостоянки, сразу можно переходить к категориям В1-В4.

    [Ответить]

  49. данил:

    Большое спасибо!

    [Ответить]

  50. Игорь:

    Здравствуйте!

    Мне чрезвычайно интересно узнать Ваше мнение по следующим вопросам, отраженным в Ваших расчетах.

    О массе бензина, участвующей в аварии.

    В расчете № 2 Вы принимаете объем топливного бака равным 60 л и степень заполнения 95%. И то и другое, по моему мнению, не обоснованно! Например, Toyota Land Cruiser 200 / 4.0i V6 (243Hp) имеет вид топлива бензин и топливный бак объемом 138 л.

    Согласитесь, 60 литров или 138 литров это очень существенная разница. Или доподлинно известно, что в гараже находятся автомобили только с ТБ на 60 л?

    А степень заполнения... Почему? На каком основании именно 95%. Следует же рассматривать наиболее опасный вариант. Если при определении категории необоснованно делать подобные допуски, то это ведет к совершенно необоснованному снижению категории. Опять же навскидку — тот же автомобиль Toyota Land Cruiser 200, заправившись непосредственно перед парковкой на стоянке (до полного бака) в 150 м от гаража, просто физически не успеет сжечь на дистанции 150 метров 5% от 138 литров (6,9 литра...)

    Теперь о марке бензина.

    Почему, на каком основании принимается именно АИ-93 по ГОСТ 2084-67 (шестьдесят седьмого года!) (см. Пособие к НПБ 105-95), если существуют и применяются, помимо этого бензина, также и другие марки и классы бензина по ГОСТ Р 51105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия».

    Например, у того же автомобиля вид топлива АИ-95.

    Теперь о температуре в ответах на вопросы.

    Почему следует принимать значения температуры по СНиП 23-01-99* «СТРОИТЕЛЬНАЯ КЛИМАТОЛОГИЯ», если: «1.1 Настоящие строительные нормы устанавливают климатические параметры, которые применяют при проектировании зданий и сооружений, систем отопления, вентиляции, кондиционирования, водоснабжения, при планировке и застройке городских и сельских поселений.»

    Категорирование помещений имеет несколько иную направленность, в частности, исследование пожарной опасности технологического процесса. И уместнее, как мне кажется использовать не указанный СНиП, а ГОСТ 16350-80 «КЛИМАТ СССР. РАЙОНИРОВАНИЕ И СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ КЛИМАТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ», ведь:

    «Настоящий стандарт устанавливает климатическое районирование территории СССР и статистические параметры климатических факторов, которые должны использоваться при установлении технических требований, выборе режимов испытаний, правил эксплуатации, хранения, транспортирования всех видов машин, приборов и других технических изделий (в дальнейшем — изделий), предназначенных для эксплуатации в одном из климатических районов, установленных настоящим стандартом.»

    Об интенсивности испарения.

    Понятно, что при испарении бензина при его свободном растекании, а не с зеркала емкости, он полностью испарится за время менее 3600 с, но расчетная выкладка должна присутствовать и опираться на конкретные величины. Одной из таких величин является давление насыщенных паров. В п. А.2.7 СП 12 указано: "Интенсивность испарения W определяется по справочным и экспериментальным данным. Для ненагретых выше расчетной температуры (окружающей среды) ЛВЖ при отсутствии данных допускается рассчитывать W по формуле... Как видим, сказано вполне конкретно, что следует принимать по справочным и экспериментальным данным, а вот по формуле рассчитывать только ДОПУСКАЕТСЯ, при отсутствии таковых.

    Это же сказано и про давление насыщенного пара: «...определяется по справочным данным» и даже не ссылается СП на уравнение Антуана.

    И данные эти, в частности давление насыщенных паров, указаны в таблице 2 «Испаряемость бензинов» ГОСТ Р 51105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия». Правда опираются они не на октановое число, а на классы бензинов, которые, в свою очередь, определяются в зависимости от времени года использования и климатической зоны использования. В частности, для районов II_4 и II_5, в период с 1 октября по 1 апреля, используются бензины 4 класса. Этому классу в таблице 2 ГОСТ соответствует максимальное давление насыщенных паров 95 кПа. Как видим, 95 кПа, указанные в ГОСТ, несколько больше, чем определенные расчетным методом, 26,77 кПа.

    Также существуют ГОСТ 1756—2000 (ИСО 3007-99) «Нефтепродукты. Определение давления насыщенных паров», ну или ГОСТ 28781-90 «Нефтепродукты. Метод определения давления насыщенных паров на аппарате с механическим диспергированием».

    По тексту Вы пишете: «В соответствии с п. А.2.3 КОЛИЧЕСТВО паров бензина в помещении можно УМЕНЬШИТЬ НА величину равную К=АТ+1». Извините, конечно, но в указанном пункте написано другое! «...МАССУ..., следует РАЗДЕЛИТЬ на коэффициент К, определяемый по формуле...»

    Далее, правда, расчет ведется правильно.

    Расчет № 3.

    На что конкретно опираются Ваши допуски, изложенные по массе горючих материалов в составе автомобиля (10%) и принятая условность: "теплоту сгорания автомобильных материалов можно принять по базе типовой пожарной нагрузки (31,7 МДж/кг)? Откуда взяты эти сведения? Как это сочетается с п. 4.3 СП 12?

    Надеюсь на Ваши ответы, не ради спора, а ради нахождения истины.

    Спасибо.

    [Ответить]

  51. admin:

    Игорь, приветствую!

    Большое спасибо за вопросы!

    1. На блоге приводятся примеры, а не готовые технические решения по конкретным объектам. В каждом конкретном случае проектировщик сам должен принять исходные данные для расчета, если они не регламентированы теми или иными нормами.

    Да, разница в приведенном Вами примере внушительная, но и последующие проектные решения, связанные с ними будут также завышенными. Насколько они будут экономически целесообразными навскидку сказать трудно.

    Чтобы однозначно сказать, какие исходные данные целесообразно принимать в расчет, нужно проводить соответствующие исследования по статистическому распределению автомобилей в автостоянках с учетом объема топлива в них. Ну и затем уже соответствующие цифры следует закрепить в нормы или методики.

    Заранее проектом невозможно предусмотреть, какой объем топлива будет находиться в автомобиле, как нельзя быть уверенным в том, что в автостоянке не окажется автомобиль, работающий на СУГ.

    2. Теперь о марке бензина.

    В примере был рассмотрен АИ-93 по причине отсутствия каких-либо справочных данных о составе и константах уравнения Антуана для бензина АИ-95, к примеру. Дело в том, что октановое число зависит от состава бензина, а не наоборот. Другими словами, бензин, имеющий одно и то же октановое число, может иметь абсолютно разный химический состав, со всеми вытекающими...

    3. Теперь о температуре.

    Категория помещений как раз и определяется на стадии проектирования, поэтому применение СНиП 23-01-99 правомерно.

    4. Об интенсивности испарения.

    Константы уравнения Антуана являются справочными данными, по которым рассчитывается (определяется) давление насыщенных паров. Не обязательно по уравнению Антуана его определять.

    5. В ГОСТ Р 51105-97 приведены лишь пределы давления насыщенных паров, в которые при испытаниях должны «вписаться» пробы исследуемых бензинов.

    6. Про «количество» принято, исправлю.

    7. Расчет №3.

    К сожалению, за все время поисков так и не смог найти какую-либо базу данных по массе и составу горючих материалов для широкого спектра видов автомобилей. На практике это очень просто оценить, зная вес отдельных конструкций, узлов и агрегатов автомобиля, объем технических жидкостей. Но, боюсь, такие данные могут быть не приняты при прохождении экспертизы проекта.

    10% горючих материалов от массы автомобиля и теплота сгорания 31,7 МДж/кг взяты из литературных источников, завтра библиографию опубликую.

    Надеюсь смог ответить на Ваши вопросы!

    [Ответить]

  52. admin:

    Вот, 10% отсюда:

    Пузач С.В. Методы расчета тепломассообмена при пожаре в помещении и их применение при решении практических задач пожаровзрывобезопасности. Монография. — М.: Академия ГПС МЧС России, 2005. — 336 с.

    Теплота сгорания отсюда:

    Кошмаров Ю.А. Прогнозирование опасных факторов пожара в помещении: Учебное пособие. – М.: Академия ГПС МВД России, 2000 – 118 с.

    Позже еще опубликую.

    [Ответить]

  53. Игорь:

    Здравствуйте и спасибо за ответы.

    Возвращаясь к вопросу 10% и теплоты сгорания ГВ и ГСМ в составе л/а...

    Приведенные Вами монография и учебное пособие, безусловно расширяют кругозор слушателей Академии и увеличивают багаж их знаний, но вот статус их ограничивается именно этим. Они не являются даже справочниками.

    Между тем, согласно письму ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 19.12.2012 г (№ 13-5-02-6056эп, подписанному заместителем начальника НИЦ ПП и ПЧСП А.А. Коcачевым) «Разъяснение положений СП 12.13130.2009», мнение специалистов института изложено следующим образом:

    «В соответствии с требованиями п. 4.3 СП 12.13130.2009 допускается использование опубликованных справочных данных по пожароопасным свойствам веществ и материалов. В настоящее время другие официальные данные, кроме приведенных в СП 12.13130.2009 и Пособии по применению НПБ 105-95, отсутствуют.»

    Т.е. на «настоящее время»-на дату подписания письма 19.12.2012 г. монография 2005 гв и учебное пособие 2000 гв специалистами института не признаны источниками необходимых данных для категорирования. Я понимаю это так.

    Мне бы тоже хотелось на практике руководствоваться не только сведениями из указанных источников, но и, например, изложенными в журналах «Пожарная безопасность», справочниках Баратова, Корольченко, Загорского, в интернете и т.п. Однако, СП установлено иное и специалистами института на это дополнительно и конкретно указано.

    Ну и еще одно место в СП относится к обсуждаемому вопросу:

    "А.1.1. ... В случае если использование расчетных методов не представляется возможным, допускается определение значений критериев взрывопожарной опасности на основании результатов соответствующих научно-исследовательских работ, согласованных в порядке, установленном для согласования отступлений от требований нормативных документов по пожарной безопасности.

    (абзац введен Изменением N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 643).

    Собственно, полено в тот же костер...

    Что Вы думаете по этому поводу?

    [Ответить]

  54. admin:

    Игорь, добрый день!

    Если правильно понял, в письме, о котором идет речь, прямо сказано, что никакая информация, кроме той, что содержится в СП 12.13130.2009 и Пособии к НПБ 105-03 в расчетах не может применяться?

    Если это так, то данную постановку кроме как абсурдом и революцией назвать не могу...

    А кто исполнитель по данному письму?

    Если на какой-либо объект разрабатываются СТУ и в рамках этих СТУ получены какие-либо данные о показателях пожарной опасности веществ и материалов, либо о пожарной нагрузке каких-либо изделий (объектов), а затем эти СТУ согласованы, то результаты научно-исследовательских работ, которые «легли» в СТУ, могут быть использованы при расчете категорий.

    Только вся загвоздка в том, что «пожарные» СТУ нигде не публикуются, а следовательно и сослаться на них невозможно.

    [Ответить]

  55. Игорь:

    Добрый день!

    Я слово в слово переписал то, что изложено в письме и заключил в кавычки. Так что именно так в письме и сказано!

    И это сочетается с выдержкой из СП 12 (А.1.1).

    Т.е., если я правильно понимаю, то при наличии в помещении вещества или материала, взрывопожароопасные свойства которого не указаны в СП 12 или пособии, то остается единственный источник необходимых сведений. Этот источник должен являться результатом научно-исследовательских работ, согласованным в порядке установленном для согласования отступлений от требований нормативных документов по пожарной безопасности.

    Получается, что любой другой источник необходимых сведений, включая БСЭ, хим. энциклопедию, формулы определения констант уравнения Антуана, Менделеева и т.д. и т.п. — использовать нельзя.

    Наука же со своими формулами второстепенна, а во главе угла у нас согласование результатов НИР в порядке...

    Как-то так получается.

    А вот где их брать, эти согласованные результаты НИР, действительно как-то не самоочевидно.

    Похоже, что такими запретами и действиями ВНИИПО отжимает тему категорирования на себя. Они-то располагают этими результатами НИР...

    С уважением!

    [Ответить]

  56. admin:

    Приветствую!

    Дополню свое мнение по этому письму. Не следует забывать, что письмо — это лишь мнение конкретного человека или группы лиц по какому-либо вопросу. Мнение мнением, а есть нормативный документ по пожарной безопасности, т.е. свод правил СП 12.13130.2009, в котором есть фраза «официально опубликованная справочная информация».

    В моем понимании — это информация, которая находится в общем доступе, т.е. она опубликована в книге, журнале и т.д. и на нее не наложен гриф «секретно», книгу или жарнал можно купить, почитать в библиотеке или в интернете и т.д. Можно, конечно и «буквоедством» заняться с привлечением словарей или ученых в области русского языка и все-таки сформулировать в итоге точное определение официально опубликованной справочной информации, но есть ли смысл, когда многолетняя практика говорит совершенно о другом?

    Игорь, повторюсь, смысл письма, именно письма, как мнение сотрудника ВНИИПО, мне и Вам понятен правильно, но он идет вразрез с фактическим смыслом «официального опубликования», со сложившейся практикой, да и по смыслу своему просто абсурден.

    Думаю, ничего такого не произойдет, как считали категории по справочникам, так и будут.

    Спасибо за интересную дискуссию,

    С уважением!

    [Ответить]

  57. Игорь:

    Приветствую!

    Дело в самой формулировке «официальное опубликование». Согласитесь, далеко не все издания могут претендовать на статус официальных, даже опубликовав ту или иную информацию.

    Специалисты «КонсультатнтПлюс» на этой странице: http: //base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=22472

    дают разъяснения по вступлению в силу нормативно-правовых актов. И там и тут одна и та же формулировка «официальное опубликование».

    Вот выдержка:

    «...Официальные источники опубликования: „Российская газета“, „Собрание законодательства Российской Федерации“, дополнительно с 26.10.1999 — „Парламентская газета“, дополнительно с 10.11.2011 — размещение на „Официальном интернет-портале правовой информации“ (www. pravo.gov.ru).

    Основание: Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ.»

    Это, что касается опубликования нормативно-правовых актов.

    Федеральный закон 123-ФЗ опубликован тут:

    www. rg.ru/2008/08/01/pojar-reglament-dok.html

    Свод правил СП 12.13130.2009 разработан и утвержден в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 48, ст. 5608).

    В этом Постановлении, а именно, в п. 29 указано следующее:

    «29. Опубликование сводов правил осуществляется разработчиком В ЕГО ОФИЦИАЛЬНЫХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ. Текст свода правил размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.»

    А п. 30 добавляет:

    «30. Разработчик вправе:

    а) определять в установленном законодательством Российской Федерации порядке организации,

    осуществляющие изготовление тиража свода правил и его распространение;

    б) устанавливать правила распространения ОФИЦИАЛЬНО ОПУБЛИКОВАННЫХ сводов правил.»

    Так что СП 12.13130.2009 безусловно является официально опубликованным документом, в следствие чего, он может являться источником информации.

    В отношении Пособия к НПБ 105-95 подробно я не изучал, но думаю, что этот документ также был когда-то официально опубликован.

    Чего же не хватает? Да просто официального опубликовния справочников в системе МЧС.

    А они как раз и не опубликованы, а выпущены некими типографиями в определенных тиражах и с определенной ценой, что само по себе противоречит принципам официального опубликования, которые заключаются в следующем:

    Во-первых, официальное опубликование должно проводиться путем помещения текста документа в общедоступном издании, которое должно свободно распространяться среди населения по неограниченной подписке.

    Во-вторых, помещение текста в общедоступном издании только тогда имеет статус официального опубликования, когда это издание законодательно определено в качестве источника официального опубликования для данного вида документов.

    В-третьих, документ должен быть опубликован в официальном издании полностью.

    Вы же понимаете, что это — по определению разные вещи.

    Поверьте, мы с Вами по одну сторону баррикады! Но, если опираться на обсуждаемое положение, то действительно получается, что любое значение НТС, взятое не из СП 12 или Пособия, может привести к разборкам с ОНД, обоснованному оспариванию ОНД полученных результатов и т.п. А разборки эти не нужны ни нам, ни заказчику. Посему, предлагаю выкроить время и изучить вопрос подробнее.

    Здесь изложил только тезисы. Но ведь «Нужно понимать всю глубину наших глубин...»

    С уважением!

    [Ответить]

  58. admin:

    Игорь, приветствую!

    Для справочников и книг нет такого понятия как официальное опубликование, насколько мне известно, есть процедура официального опубликования нормативно-правовых актов, к которым книги, справочники, монографии и др. не относятся.

    Еще не хватало, чтобы ВНИИПО справочники официально через себя утверждало, это будет нонсенс, согласитесь!

    [Ответить]

  59. Игорь:

    Согласен!

    [Ответить]

  60. Станислав:

    Прочитав Вашу статью, позволю себе не согласиться с Вашими выводами по вопросу определения категории помещения для стоянки автотранспорта. Вы ссылаетесь на статью 32 «Технического регламента», но в статье 27 все того же ТР четко определено, что категория устанавливается для помещений производственного и складского назначения. На каком основании автостоянки относятся к складскому помещению лично мне не понятно. Если за основу брать классификацию функциональной пожарной опасности Ф5.2, то там прописано «стоянки для автомобилей без технического обслуживания и ремонта», если бы было указано складские помещения для стоянки или хранения автотранспорта — тогда вопросы отпали сами собой. Так по Вашему заключению выходит, что уличную парковку можно относить к наружней установке, а кабинет бухгалтерии любой организации к книгохранилищу.

    СП 5.13130.2009 Таблица А.3, пунктом 25 в данных помещениях не определено при какой категории помещения следует выполнять АУПТ или ПС, а для помещений производственного и складского назначения данная норма существует. И последнее за последние годы работы и тесного контакта с управлением надзорной деятельности, я не встречал проверяющих лиц МЧС, которые настаивали бы на определении категории помещений помимо производственного и складского назначения.

    Данным высказыванием я выражаю только свое мнение.

    [Ответить]

  61. admin:

    Станислав, спасибо за мнение.

    Теперь по порядку... Прежде чем определять категорию пожарной опасности, необходимо определиться с классом функциональной пожарной опасности. Исходя из чего определяется класс функциональной пожарной опасности и на какие классы подразделяется написано в статье 32. Так, к классу Ф5, т.е. к производственным и складским относятся в том числе (пункт 5 статьи 32 123-ФЗ!): Ф5.2 — стоянки для автомобилей без технического обслуживания и ремонта. Разницы с этой формулировкой и предлагаемой Вами я особой не вижу.

    По моему заключению выходит только то, что вначале определяется класс функциональной пожарной опасности, а только затем предъявляются требования пожарной безопасности, в том числе определяется категория для класса Ф5.

    В СП5 требования по оснащению автоматикой для автостоянок (как и во многих других сводах правил) выделены в отдельный уточняющий пункт (25 Таблицы А.3), который вводит более конкретизирующие критерии оснащения АУПС или АУПТ. Тогда как для всех остальных складских помещений есть свои требования (пункты 1-6 той же таблицы).

    Если рассуждать гипотетически, то может сложиться казус для автостоянок категории А площадью более 300 м.кв., но с числом автомобилей менее трех. В таком случае я бы применял более высокие требования по пункту 1 таблицы 3. Но такие стоянки никто не возьмется строить, т.к. выходит не менее 100 м.кв. на автомобиль, со всеми вытекающими...

    Резюмируя мысль, еще раз повторюсь, что перед предъявлением требования пожарной безопасности следует определять класс функциональной пожарной опасности, а после этого рассматривать не только общие требования для данного класса, но и уточняющие, характеризующие особенности, влияющие на пожарную безопасность!

    Комментировать работу УНД МЧС я не берусь.

    [Ответить]

  62. Станислав:

    Да действительно, не будем судить о работе УНД МЧС, но тем не менее, статья 32 ТР всего лишь определяет класс функциональной пожарной опасности здания, сооружения и помещения. А статья 27 ТР определяет, что конкретно подлежит категорированию, если бы в данной статье указывалось, что необходим расчет категорий помещений класса функциональной пожарной опасности Ф5.2 и так далее, я был бы с Вами согласен на все 100%. Но поскольку определен только перечень помещений производственного и складского назначения и нет никакого толкования, что автостоянка является складом только потому, что имеет одну и туже классификацию, то здесь увы я ни на йоту не согласен с Вами.

    С Уважением, Станислав — один из бывших.

    [Ответить]

  63. admin:

    Повнимательнее прочтите пункт 5 статьи 32: Здания производственного и складского назначения, в том числе...

    И далее идет перечисление входящих в класс Ф5 зданий — производственных и складских. При этом, стоянки для автомобилей отнесены к классу Ф5.2 наравне со складами, находясь в общей группе Ф5.

    Другими словами, автостоянка относится к общей группе зданий класса Ф5 (производственные и складские), а именно к Ф5.2, наравне со складами.

    Кстати, если не согласны со мной, то к какому классу функциональной пожарной опасности Вы бы отнесли автостоянку?

    [Ответить]

  64. Стангислав:

    Уважаемый, по вопросу классификации зданий, сооружений и помещений у нас с Вами разногласий быть не может, так как закон четко определяет данный аспект обсуждаемой темы. Я говорю о другом (возможно не совсем корректно выразил свою мысль) в самом начале Вы однозначно дали понять о необходимости определения категории помещения автостоянки. Конечно можно заняться определением категории (и не только автостоянок), по-скольку СП 12.13130.2009 является документом добровольного применения. Я говорю об юридических аспектах данного вопроса, а именно «Технический регламент» не коим образом не устанавливает обязательное выполнение проведения расчетов категорийности в отношении автостоянок. Об этом гласит статья 27 «Технического регламента».

    С Уважение, Станислав — один из бывших.

    [Ответить]

  65. Стангислав:

    Извините за ошибки, тороплюсь...

    [Ответить]

  66. admin:

    Так не только для автостоянок, но и для всех помещений производственного и складского назначения в ТР о ПБ нет прямого указания на то, что необходимо проводить расчеты.

    В пункте 21 статьи 27 говорится о том, где содержатся методы, по которым определяется категория, т.е. ссылка на СП 12.13130, в пункте 22 говорится об указании категорий в проектной документации. Слово «расчет» нигде не проскальзывает.

    Даже в ППР и то не сказано, что должны быть расчеты, а всего лишь табличка с указанием категории. Но от этого вся страна вдруг не бросила определять расчетным путем категории, не смотря на то, что непосредственно слово «расчет» нигде не указано.

    Скажем так, основания для определения категории автостоянки у меня есть, а вот обратных нет.

    [Ответить]

  67. Стангислав:

    Вам виднее... Но чтобы вывесить табличку, согласно п. 20 ППР, необходимо иметь «Техническое заключение», а при осуществлении проверки, должностное лицо МЧС в обязательном порядке попросит ознакомится с оным документом. Так что слово «расчет» необязательно вносить в закон, просто и ясно — помещения должны подразделяться...В части 2, статьи 27, ТР сказано следующее: «Здания, сооружения и помещения иного назначения разделению на категории не подлежат», кроме указанный в части 1, статьи 27, ТР: «По пожарной и взрывопожарной опасности помещения производственного и складского назначения независимо от их функционального назначения подразделяются на следующие категории:». Я не обнаружил прямого указания на категорирование всех объектов указанных в пункте «б», части 5, статьи 32, ТР, а именно «Ф5.2 — складские здания, сооружения, стоянки для автомобилей без технического обслуживания и ремонта, книгохранилища, архивы, складские помещения».

    Как я уже отмечал выше, Свод правил — является документом добровольного применения, и каждый может осуществить расчет даже на помещения «сауны», уличные парковки, автомобильные пробки на дорогах — это право каждого (ни кто не запрещает). Вопрос в другом — оно нам надо? Ваше утверждения, что у Вас есть все основания для расчета категории автостоянки — я не оспариваю (см. начало абзаца), но я бы не стал утверждать с полной уверенностью следующее: «А нужно ли определять категорию пожарной опасности автостоянки или гаража? Ответ однозначный — да, нужно».

    [Ответить]

  68. admin:

    Свод правил является документом добровольного применения только в случае, если на объекте проведен расчет пожарного риска и он не превышает нормативного значения. Тогда можно требования СП выполнять или не выполнять, т.е. добровольно решать, что делать с их требованиями. Вот в чем смысл добровольного применения. В противном случае СП применяются в обязательном порядке!

    А зачем нужно вписывать в ФЗ и оговаривать каждый объект в отдельности, указана группа объектов для которых нужна категория — производственные и складские, т.е. Ф5. Автостоянка относится к группе Ф5. Значит определять категорию необходимо. Зачем «придумывать велосипед»? Если проектировщик не определил категорию на стадии проектирования или инспектор не потребовал, то это лишь вопрос чьей-то компетенции или чего-то еще...

    [Ответить]

  69. Станислав:

    А куда делись Ф5.3 — здания сельскохозяйственного назначения. Или тоже само собой...Закон и существует для того, что бы прочитав ничего не домысливать и где Вы увидели группу объектов.

    По поводу «Сводов правил» очень наглядно определено на официальном сайте МЧС России в разделе «Законодательство», а именно: «Перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, соблюдение которых проверяется при проведении проверок в соответствии с компетенцией надзорных органов МЧС России» и еще приложение «1 — На существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные до вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ „Технический регламент о требованиях пожарной безопасности“ распространяются требования ранее принятых нормативных документов (нормы пожарной безопасности, СНиПы, стандарты и др.), в соответствии с которыми они были запроектированы.» — а с этим как быть? Если автостоянка или гараж 70-х годов. Что прикажите делать? Определить категорию «А» или «Б» и начинать монтаж АУПТ.

    [Ответить]

  70. Георгий:

    Станислав я с Вами абсолютно согласен в плане путанницы и не досмысливания СП. От себя добавлю вот ещё, как быть с расчетом расстояния от автостоянки (автобусов), ведь согласно СП 113.13330.2012 п.4.12 Расстояния от автостоянок до других зданий и сооружений следует принимать

    в соответствии с СП 42.13330, СанПиН 2.2.½.1.1.1200.

    Идём в СП 42.13330, там практически четко прописано всё на что ссылаться при расчете расстояний, но вот как быть про то что во первых по какой методике и руководствуясь чем и каким пунктом СП42.13330 производить расчет ? Там много есть в основном легковые автомобили и даже таблица 10 для легковых автомобилей, как же быть для автобусов ? Вот теперь я совсем запутался по какой методике производить расчет как пожарного риска так и выбор расстояний между зданиями.

    [Ответить]

  71. Дмитрий:

    Приветствую!

    Спасибо за очень полезный материал!

    По итогу у меня появился такой вопрос — а каким образом будет производиться расчет по взрывоопасности, если стоянка открытая (т.е. из ограждающих стен имеется только одна).

    Я так понимаю свободный объем уже не ограничен помещением? Системы вентиляции как таковые отсутствуют, но в тоже веремя помещение свободно проветривавется. Т.е. расчет вести как для наружной установки?

    [Ответить]

  72. admin:

    Доброго времени!

    Интересный вопрос. Видимо, расчет следует вести сразу на категорию В1-В4 как для помещения. Свободный объем стремится к бесконечности, поэтому категория А или Б по взрывопожарной опасности в расчете не выйдет.

    [Ответить]

  73. Валентина:

    Здравствуйте! Подскажите пожалуста. Проектирую лабораторию теплотехнической (анализы на качество нефти, бензина, топлива, мазута).Объем пробы составляет 1,5л.Не могу определится на какую категорию считать. Если по бензину брать — то на А, а если по нефти — то на Б. И какую аварию учитывать (проливка топлива, нечайно разбили сосуд). Все анализы делаются в вытяжных шкафах.

    [Ответить]

  74. Алексей:

    Простите,пожалуйста, а почему в расчете на категорию А вы не учитываете общее количество газа в газовых баллонах всех автомобилей, а только одного, ведь рассматривать нужно наихудший вариант? а при расчете по категории В нужно рассматривать пожарную нагрузку только от одного автомобиля, или сразу всех? Заранее спасибо!

    [Ответить]

  75. Роза:

    А почему 3500кг, превращается в 350кг при расчете?

    [Ответить]

  76. admin:

    Валентина,

    в качестве аварии следует принимать пролив ЛВЖ из одного сосуда. Вытяжные шкафы роли не играют, если они не обладают свойствами аварийной вентиляции.

    [Ответить]

  77. admin:

    Роза, потому что масса горючих материалов принята равной 10% от общей массы автомобиля.

    [Ответить]

  78. admin:

    Алексей, при расчете на категорию а иди Б берется авария по одному аппарату (сосуду, баллону). При расчете категории В1-В4, если в автостоянке одинаковые автомобили, то без разницы, хоть один, хоть несколько. Если разные, то нужно брать по максимуму.

    [Ответить]

  79. Тамара:

    Ответ Станиславу на рассуждения от 19.12.2013г. “…на каком основании стоянки относятся к складским помещениям...”

    СП 113.13330.2012 ‘Стоянки легковых автомобилей” п.6.1.1 В автостоянках требования к системам вентиляции следует принимать по указанным документам как для складских зданий, относящихся по пожарной безопасности к категории В”

    Проектировщик вентиляции

    [Ответить]

  80. Станислав:

    Тамара, здравствуйте. В п. 6.1.1 написано... Как для складских зданий, но не для помещений. И прочитав весь документ возник сразу вопрос. Почему для всех категорий одни и те же требования?

    [Ответить]

  81. Елена:

    Добрый день! Скажите, пожалуйста, есть ли пособие, где четко сказано, что при расчете категории гаража-стоянки или бокса для ремонта степень заполнения бака автомобиля принимается именно 95%? Если есть, дайте, пожалуйста, ссылку! Или же принимаем такой % из тех соображений, что это наиболее неблагоприятный вариант? Ниже 95%, я так понимаю, принимать нельзя?! Даже если со слов заказчика автомобили стоят с минимально заполнеными баками?

    [Ответить]

  82. Игорь:

    Здравствуйте. недавно сдали проект в главгосэкспертизу,где на цокольном этаже есть автостоянка.Пришли замечания от эксперта,дословно предоставить расчет категорий для встроенной стоянки легковых автомобилей (при максимальной пожарной нагрузке). Расчет был выполнен абсолютно так же как описано в статье. Посоветуйте как ответить на это замечание.

    [Ответить]

  83. Роман:

    Здравствуйте Уважаемый Admin, не могли бы вы прокомментировать следующее: «СП 113.13330.2012. 5.1.6 Категории помещений и зданий для хранения автомобилей по взрывопожарной и пожарной опасности следует определять в соответствии с СП 12.13130. Помещения автостоянок могут относиться к категориям В1-В4, здания автостоянок легковых автомобилей — к категории В (за исключением автомобилей с двигателями, работающими на сжатом или сжиженном газе).» Так в каком случае считать А и Б, а в каком В.

    В частности, мой случай: гаражный бокс для одного авто марки ГАЗель, работающая на 92 бензине.

    Спасибо. С Уважением

    Роман

    [Ответить]

  84. Анна:

    Спасибо огромное за Ваши разъяснения! Нашла ответы на кучу застарелых вопросов! Обычно подобные дискуссии переходят в ругань и взаимные оскорбления, как, например на 0-1.ru. Удачи Вам и терпения!

    [Ответить]

  85. Андрей:

    Здравствуйте. Необходимо производить расчеты для открытых наземных стоянок транспортных средств? Площадь более 5000 м2.

    [Ответить]

    admin

    Нет, наземные открытые автостоянки не являются помещениями, поэтому и расчет категории проводить не требуется.

    [Ответить]

  86. михаил:

    добрый день -есть ли какие-нибудь запреты на курение в боксе частного гаража.

    произошел взрыв в гараже при прикуривание сигареты разрушило 3 бокса(один слева.другой с права) -в правом боксе обнаружили пропановый балон но во внимание это не взяли так как эпицентр взрыва при прикуривание сигареты в среднем боксе

    формулировка для суда-кто закурил тот и виноват.а откуда взялся газ не разбираются

    что делать и куда обратится за помощью

    [Ответить]

    admin

    Правила противопожарного режима в РФ не запрещают хранить баллоны в гаражах и сараях, если речь идет об индивидуальных жилых домах. В производственных и складских помещениях наличие газовых баллонов и обращения горючих газов в принципе определяется категорией пожарной опасности. Насчет курения не уверен, но вроде бы в частном жилье это делать не запрещается.

    В данном случае вопрос о вине, хотя ее и устанавливает суд, не очевиден, ведь не установлена причина, по которой газ вышел из баллона. Для любого пожара и взрыва нужен не только источник зажигания, но и горючее и окислитель!

    [Ответить]

  87. Александр:

    Q>=0.64*gt*H^2

    Подскажите что за коэффициент 0.64 в данной формуле, откуда его вывели и почему именно такая цифра? Меня очень мучает этот вопрос.

    [Ответить]

    admin

    Александр, изучив доступные мне источники, так и не смог понять, что этот коэффициент означает и почему имеет именно такое значение. Ответ, видимо, кроется в недрах ВНИИПО.

    [Ответить]

  88. Андрей А:

    Уважаемый admin/

    Хочу воспользоваться вашим опытом и узнать ответ на давно мучающий меня вопрос:

    --по поводу коэфициента, учитывающего скорость и температуру воздушного потока над поверхностью испарения (η) в таблице А.2.

    Почему при прочих равных условиях с уменьшением температуры воздуха в помещении коэффициент увеличивается, т.е увеличивается и интенсивность испарения?

    В чём физика этого процесса?

    [Ответить]

    admin

    В суть не вникал, но интенсивность испарения ЛВЖ на самом деле, как бы это не казалось противоречивым, обратно пропорциональна температуре. Интенсивность испарения жидкости в воздух описывается уравнением Гарднера, в котором температура находится в знаменателе. Возможно это обусловлено тем, что с ростом температуры над слоем жидкости растет толщина слоя паров этой жидкости, который молекулам жидкости сложнее преодолеть. Нужно в литературе искать ответ, у меня под рукой только «Растворители для лакокрасочных материалов» авторов С.А. Дринберг и Э.Ф. Ицко. А Вам для чего это понадобилось, если не секрет?

    [Ответить]

    Дмитрий

    ради интереса глянул — вдруг моя версия правильная, в таблице температура воздуха над поверхностью жидкости а в формуле интенсивности испарения давления насыщенных паров берется при температуре жидкости, я к тому что это суть разные явления, то есть процесс выброса молекулы в воздух зависит от ее температуры — все правильно противоречия нет. А температурный коэффициент может отвечает за конденсацию ? — и тут тогда все верно чем больше температура воздуха тем лучше конденсируется на зеркале жидкости.

    [Ответить]

  89. Игорь:

    Всем привет!

    Вернемся к автостоянкам и изложенным уважаемым Админом расчетам их категорий.

    Устав от бесконечных споров, я задал МЧС вопрос о том, что все-таки первично при категорировании автостоянок, СП 12 (с методикой расчета и практически гарантированной категорией А) или СП 4 (допускающее принятие для бензиновых и дизельных а/м категории В1, без расчета).

    Вот текст ответа, поступивший от ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу, в лице господина Л. А. Беляева:

    «По вопросу определения категорий взрывопожарной и пожарной опасности зданий и помещений хранения автомобилей (автостоянки) Главное управление разъясняет, что положениями п. 6.11.11 свода правил СП 4.13130.2013 „Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям“ установлено, что проведение расчетов категории автостоянок должно выполняться в соответствии с требованиями СП 12.13130, при этом для стоянок автомобилей с двигателями, работающими не на сжатом или сжиженном газе, допущена возможность определения категории помещений без проведения расчетов, с установлением наихудшей категории пожарной опасности помещений — В1.»

    Ну и как вам?

    Считаю, что это обязательно должно быть отражено в следующей редакции СП 12. В целом же, очень удивлен!

    [Ответить]

    admin

    Игорь, доброго времени и спасибо за проявленный интерес!

    Статья о категории автостоянки на блоге была написана еще до того, как в СП4 было предложено принимать категорию для автостоянок В1. На данном этапе не вижу ничего плохого, на практике в проектных организациях такой подход широко используется, когда без расчетов сразу принимается категория В1 по пожарной опасности.

    Тоже так считаю, а когда следующая редакция СП12 будет, не в курсе?

    [Ответить]

  90. Игорь:

    Нет, не в курсе. Но убежден, что подобные вещи должны находить отражение в профильных СП.

    [Ответить]

  91. Сергей:

    Добрый день. Подскажите, а по какому классу зон по №123-ФЗ вы классифицируете помещения автостоянок для автомобилей на бензиновых и (или) дизельных двигателях?

    [Ответить]

    admin

    Доброго времени!

    В настоящее время отсутствуют нормативные документы по классификации зон по 123-ФЗ.

    [Ответить]

  92. СЕРГЕЙ:

    Вы про ч. 2 ст. 19 №123-ФЗ? А ВНИИПО или ДНД что-нибудь говорит по этому поводу?

    [Ответить]

    admin

    Да, про эту статью. По факту проектные институты определяют зоны детерминированно, по ПУЭ или исходя из определений в статье 19 123-ФЗ. Мнение ВНИИПО и ДНД мне не известно.

    [Ответить]

    Игорь

    Уважаемый Сергей.

    Часть 2 статьи 19 в отношении методов определения классификационных показателей взрывоопасной зоны отсылает к нормативным документам по пожарной безопасности. В этой связи следует отметить, что методика классификации взрывоопасных зон содержится в ГОСТ Р 51330.9-99 (МЭК 60079-10-95). Согласно общим положениям п. 4.1 данного документа классификация зон должна проводиться специалистами, знакомыми со свойствами горючих газов и паров, знающими технологический процесс и оборудование, в сотрудничестве с инженерами по безопасности, электриками и другим техническим персоналом; в данном стандарте содержатся рекомендации по классификации зон, в которых присутствует взрывоопасная газовая смесь, и по определению их размеров. В приложении В к ГОСТ Р 51330.9-99 (МЭК 60079-10-95) приведен пример построения алгоритма для классификации взрывоопасных зон.

    [Ответить]

    Игорь

    ВНИИПО и ДНД об этом знают. Уж поверьте. И не только они.

    Я вообще этот вопрос впервые услышал однажды от эксперта. Звучал он так: «Какие методы определения классификационных показателей взрывоопасных зон были применены и на основании каких нормативных документов по пожарной безопасности?»

    И было это аж года 3-4 назад.

    [Ответить]

  93. Ольга:

    Здравствуйте!Большое спасибо за пример расчета категории для леговых автомобилей, всегда им пользуюсь, и ни разу не было замечаний.

    [Ответить]

  94. Надежда:

    В гараже стоит два автобуса, хотят поставить сварочное оборудование и баллоны с кислородом и газовые баллоны, подскжите, на что можно сослаться,чтобы этого не допустить!???

    [Ответить]

    admin

    Нужно сослаться на то, что требования пожарной безопасности к помещениям категории А по взрывопожарной опасности выше, чем, например, к В1-В4.

    [Ответить]

  95. гизар:

    доброго времени. к какой категории относится помещение для катодрома(крытый картинг) . площадь помещения 1520м2. и еще какие есть требования по помещению (наличие склада гсм, гараж для хранения машин)? спасибо.

    [Ответить]

    admin

    Доброго. Категория определяется расчетом. Вначале считаете по топливу, затем по пожарной нагрузке. Что имеете ввиду по требованиям? Их очень много может быть, какой смысл все перечислять, для начала 123-ФЗ и своды правил (СП1-СП12), как минимум, следует изучить.

    [Ответить]

  96. Сергей:

    Здравствуйте, подскажите пожалуйста, требуется ли проводить расчет пожарной нагрузки для стоянки открытого типа? Если требуется, то есть ли какие нюансы?

    [Ответить]

    admin

    Доброго времени! Смотря для чего это нужно.

    [Ответить]

  97. Сергей:

    Очень интересный расчет, только не понятно почему при К=2,7 Вы давление взрыва дополнительно уменьшаете в 2,7 раза? Ведь в соответствии с СП этот коэффициент допускается применять равным 3, т.е. применив его в самом первом расчете, мы уже снизили давление в три раза.

    [Ответить]

    admin

    Сергей, может Вы перепутали разные коэффициенты? К=2,7 — коэффициент, учитывающий наличие аварийной вентиляции, Кн=3 — коэффициент, учитывающий неадиабатичность процессов горения и негерметичность помещения. Это совершенно разные величины.

    [Ответить]

  98. Вячеслав:

    Добрый день! при разливе бензина, в гаражном боксе, по расчетам получается категория А. Каким образом можно понизить категорию, до категорию В? Вентиляция, приказ о норме расхода топлива или еще каким-то образом?

    [Ответить]

    admin

    Доброго времени!

    Можно понизить путем ограничения площади пролива.

    [Ответить]

  99. Павел:

    Здравствуйте!

    Прочитал в комментариях к статье, что открытая автостоянка не подлежит категорированию и не относится к помещениям.

    Вопрос, а относится ли она к наружным установкам?

    В принципе и это не важно.

    У меня задача следующая: оснастить плоскостную автостоянку пожарным оборудованием. Я не могу определить класс пожароопасности и в связи с этим ответить на главный вопрос: что нужно приобрести и в каком количестве. Везде пишут только про сооружения, здания и т.п.

    Объект: 2500 кв.м. открыто площади с забором (сетка).

    Подскажите, где можно это найти.

    [Ответить]

Оставить свой комментарий

Подписка на блог
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ E-MAIL:

Поиск
Наши партнеры
Вверх
© 2024    Копирование материалов запрещено